Алёна Пастухова
Консультация для родителей и законных представителей «Развитие диалоговой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР –ДЕТСКИЙ САД №53 «ТОПТЫЖКА» города Рубцовска Алтайского края
Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие диалоговой речи»
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Образовательная область «Развитие речи»
Составители: Пастухова Алёна Владимировна,воспитатель,
город Рубцовск, 2020
Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие диалогической речи»
Цель: познакомить родителей (законных представителей)с понятием «диалогическая речь» и необходимостью её развития у детей.
Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.
Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. Она представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь является психологически наиболее простой и естественной формой речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.
Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.
Дети шести-семи лет должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей, более точно отвечать на поставленные вопросы. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Для разговоров с детьми логопед и воспитатель используют все моменты жизни детского сада. Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы не только в группе, но и дома. В семье, в общении с родными предоставляются большие возможности для закрепления речевых навыков. Например, Вы ведете своего малыша домой из детского сада. Расспросите, чем запомнился ему этот день, что узнал нового, а потом просто поиграйте, рассказывая по ролям стихотворение-шутку «Мы с тобой шли…»
- Мы с тобой шли? (спрашивает взрослый)
- Шли (отвечает ребенок)
- Подберёзовик нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- Так, где же он?
- Кто?
- Подберёзовик.
- Какой?
- Мы с тобой шли (все повторяется сначала)
В следующий раз можно поменяться ролями. Очень важно при этом давать ребенку образец правильной речи и следить за тем как ребенок говорит. Не забывайте об интонационной окраске речи.
Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома такие приёмы, как словесные поручения, чтение литературных произведений, специально организованные речевые ситуации, разнообразные игры.
Выполняя словесные поручения, ребенок должен использовать речь. Дайте ребенку поручение что-нибудь сделать, например, попросить у бабушки тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо папе или маме, узнать у брата или сестры, чем они занимаются. Для усвоения информации, её лучшего запоминания важно попросить ребенка повторить поручение. После выполнения поручения, узнайте у ребенка, как он с ним справился.
Чаще читайте с детьми дома. Чтение литературных произведений даёт детям образцы диалогического взаимодействия, правила очередности, помогает усвоить различные виды интонации. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С. Я. Маршака, А. С. Пушкина, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе», произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина и Житкова о животных, стихи Агнии Барто, басни И. Крылова, сказки Братьев Гримм и т. д.
Специально организованные речевые ситуации – это задания дидактического характера. Они побуждают ребенка самостоятельно выстраивать свою развернутую речь. В них происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Например, «У бабушки день рождения. Надо её поздравить. Как мы с тобой это сделаем, какие слова ей скажем? А что еще можно добавить? Повтори полное поздравление, которое у нас получилось». Такой приём развивает у детей умение договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в разговор.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры, которые можно проводить дома, на прогулке с ребенком, по дороге в детский сад, в магазин и т. д. Это сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные, игры – инсценировки, игры – драматизации.
Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Для активизации детских диалогов в таких играх необходима соответствующая атрибутика – игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса, микрофон и др.
Например, «Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в цветочный магазин», «Интервью» и др.
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Для развития речи разработано много дидактических игр, в которые родители с детьми играют дома: «Маковое зернышко», «Факты», «Согласен, не согласен», «Что в чудесном мешочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан» и др.
Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, формулировать правильно вопрос. К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Король», «Кошка и мышка» и др.
В домашних играх – инсценировках и играх – драматизациях ребенок координирует игровые действия с партнером (членом семьи, упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Например, игры – драматизации «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», настольный театр «Капитан», «Тим и Том», кукольный театр, игры с пением – хороводы, и др.
Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребенка, все отношения, он по существу - основа развивающейся личности. Родителям следует помнить, что дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия. Ваш ребенок должен чувствовать, что в семье к нему относятся с любовью и уважением, что взрослые считаются с ним, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать его, занимая позицию тактичного собеседника.