Алсу Минниахметова
Консультация для родителей «Этикет за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Этикет за столом».
Понятие «этикет» произошло от французского «etiquette» и означает:
форму поведения;
совокупность правил поведения и манеры;
правила учтивости и вежливости и т. д.
Этикет — собрание правил, который регламентирует отношения между представителями различных групп населения, слоев, согласно их статусу в обществе.
Публикация «Консультация для родителей „Этикет за столом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Этикет и его правила негласно распространяются на поведение не только в общественной жизни, но и повседневной: в быту, дома, на работе, в гостях или публичных местах. Соблюдение этикета в любой ситуации характеризует человека как цивилизованную и культурную личность или члена общества.
С помощью этикета незнакомые люди имеют возможность общаться на языке, понятном каждому, и приходить к общей цели или решению.
И сейчас хотелось бы поговорить о соблюдении этикета за столом.
Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.
Этикет за столом для детей ничем особенно не отличается от этикета для взрослых. Вопрос состоит в том, как правильно объяснить малышу понятие этикета и научить его всем аспектам и нюансам поведения за столом.
На самом деле все очень просто: объяснить ребенку правила этикета за столом, можно начав с личного примера. Причем учить этикету ребенка можно в форме игры, в которой отсутствуют строгие правила и требования.
Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю, о том, как выдуманный герой мультфильма,не зная правил этикета, вел себя за столом не правильно. Далее, можно рассказать о том, как другие выдуманные герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение очень понравится вашему малышу, и ему будет намного интереснее слушать про героев мультфильма, чем просто запоминать правила. Которые ему произнесены в поучительной форме.
Для того чтобы ребенок освоил обучение правильного использования столовых приборов, родителям следует почаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в самые кратчайшие сроки запомнит назначение каждого прибора и научится правильно орудовать ножом и вилкой. Кроме того, эти познания останутся в памяти на всю жизнь и став взрослым, у него не возникнет чувство неуверенности за столом.
Прежде всего, следует обратить внимание на позу человека за столом. Сидеть нужно прямо, непринуждённо, на всём сидении стула, а не на его краешке. Стул придвигается к столу на такое расстояние, чтобы не приходилось, сгибаться в три погибели, тянуться к тарелку, но и не так близко, чтобы появилось желание опереться локтями о стол. На столе могут находиться только кисти рук. Если какое-то блюдо едят одной рукой, то другая должна находиться на столе, а не под ним.
Не стоит низко наклоняться над тарелкой, чтобы не быть похожим на птицу, «клюющую зёрна» При еде нельзя издавать никаких звуков. Есть нужно бесшумно, стараясь не стучать приборами о тарелку.
Ложку держать большим и указательным пальцами, при этом ручка её как бы лежит на среднем пальце. Никогда не следует наполнять её до краёв. К губам ложку подносят немного наискось и в рот не засовывают. При пользовании приборами, чашками, стаканами пальцы должны быть сложены вместе.
Вилку держать левой рукой, а нож – правой так, чтобы ручки находились в ладонях, а указательные пальцы опирались на ручку сверху. Выпуклая часть вилки обращена кверху, но когда едят мягкую пищу, выпуклая часть может быть снизу, как у ложки, так легче и удобнее брать гарнир и т. п. Разрезая кушанье, вилку и нож держат наклонно к тарелке, никогда при этом вилку не ставят вертикально. Если едят вилкой и ножом, их всё время держат в руках: даже в тот момент, когда пользуются одной вилкой, нож не откладывают. Но если подано блюдо, которое можно есть без ножа, то вилку держат правой рукой, помогая при необходимости кусочком хлеба. Но не нужно использовать для накладывания пищу на вилку. Им можно только поправлять то, что ею берёте. Мясо отрезают с одного края небольшими кусочками движением ножа к себе. Нельзя сначала всё нарезать, а потом пользоваться одной вилкой. Только для самых маленьких тех, кто не научился ещё самостоятельно пользоваться ножом, можно отступить от этого правила: нарезать весь кусок мяса сразу.
Нельзя разговаривать во время приема пищи.
Недаром, существует поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Это золотое правило этикета, благодаря которому ребенок учится хорошо пережевывать. Чем спокойней и медленнее ребенок жует, тем пища лучше переварится.
А вот такие слова, как «СПАСИБО», «ПОЖАЛУЙСТА», «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», наоборот приветствуются.
Родительский пример - вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будут аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, мыть руки перед едой, правильно сидеть за столом и не вести разговоры, то овладение навыками правильного поведения за столом не заставит себя ждать.