Максимова Елена
Консультация для родителей «Этические беседы 4–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Максимова. Е. К. воспитатель
Каждый родитель стремится воспитать своего ребёнка вежливым и культурным.
Вежливость - это важная нравственная черта характера, личности человека. Человек считается вежливым, если он доброжелательно относится к окружающим людям, уважительно и тактично общается с ними, в процессе общения готов идти на компромисс.
Публикация «Консультация для родителей „Этические беседы 4–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Именно в своей семье ребёнок видит модель поведения. Если родители воспитаны, вежливы и доброжелательны, ребёнок обязательно примет этот стиль общения и для него такое поведение взрослых будет примером. Если ребёнок с малых лет слышит в своё м окружении вежливые слова: «с добрым утром», «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», то они очень скоро появятся в его речи и со временем закрепятся в лексиконе, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.
Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.
Необходимо стремиться, чтобы ребёнок испытывал потребность в том, чтобы использовать в речи вежливые слова и совершать хорошие поступки. Поэтому надо формировать у него представления о нормах поведения, содействовать накоплению практического опыта.
Всем приятно находиться в обществе с воспитанными и вежливыми людьми. Если человек не воспитан, это доставляет людям дискомфорт.
Воспитывая ребёнка, надо не только прививать культуру общения, правила этикета, но и формировать внутренний мир. С ранних лет надо закладывать основы для формирования таких нравственных качеств, как совесть, порядочность, благородство. Не забывайте всегда хвалить ребенка и подчёркивайте проявления его культуры поведения.
В своей статье В. К. Котырло пишет о том, каковы особенности развития у дошкольников знаний об этикете. Они пишет, что дети в старшем дошкольном возрасте способны получить знания о том, как правильно участвовать в разговоре, как вести себя во время принятия пищи, какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте и других общественных местах.
Поэтапное развитие этикета у детей
Проанализировав особенности дошкольников, ученые предложили несколько этапов развития знаний об этикете:
Первый этап: ребенок знакомится с правилом, корректирует те знания, которые у него уже есть.
Второй этап: развивающая среда пополняется нужными предметами, которые бы позволили ребенку репетировать применение изучаемого этикетного правила.
Третий этап: дети в играх и на занятиях закрепляют полученные знания. Для этого можно также устраивать целые праздничные и развлекательные мероприятия.
Четвертый этап: дети самостоятельно выполняют этикетные правила, когда в этом возникает необходимость.
Чтобы беседа была эффективной, нужно правильно подобрать иллюстрированный материал. Сюда относятся произведения искусства, книги, статьи, диафильмы, видеофильмы и мультфильмы.
Для дошкольников сегодня выпускается большое количество разнообразного иллюстрированного материала.
Помимо наглядных пособий нужно подумать, какие использовать педагогические средства, чтобы этот материал дал возможность детям получать новые знания о нормах нравственности, соотнося их с собственной жизнью, делами и чувствами.
С чего же начать? Очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести. Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно-ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г. Остера).
«Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды.
- Проследите, чтобы стол, за который садится ребёнок, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой).
- Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т. д.)
- Приучайте ребёнка, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.
-Учите ребёнка правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
-Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом
- В конце трапезы - обязательно благодарим за еду.
«Обслужи себя сам» или культурно–гигиенические навыки.
- Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.
- Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.
- После каждой игры помогайте малышу убрать игрушки на место.
- Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.
- Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.
«Милая мамочка» или общение с взрослыми. - Побуждайте ребёнка выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.
- Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам).
- Учите откликаться на состояние взрослого – заботиться, обнимать, жалеть, помогать и т. д.
- Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый, мамочка, бабуля.) и вежливыми словами.
«Дружные ребятки» или общение с детьми.
- Побуждайте ребёнка проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть, извиняться и т. д.)
- Поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени.
Также надо научить ребёнка здороваться со сверстниками и взрослыми людьми, приносить извинения в случае причинения им неудобства, прощаться, благодарить за добрые дела.
Необходимо дать ребёнку образец культуры поведения в обществе и пополнить запас вежливых слов.
Если ребёнок вежлив и культурно ведёт себя, это способствует установлению его контакта со сверстниками и взрослыми людьми, помогает общению.
Всем приятно находиться в обществе с воспитанными и вежливыми людьми. Если человек не воспитан, это доставляет людям дискомфорт.
Воспитывая ребёнка, надо не только прививать культуру общения, правила этикета, но и формировать внутренний мир. С ранних лет надо закладывать основы для формирования таких нравственных качеств, как совесть, порядочность, благородство. Не забывайте всегда хвалить ребенка и подчёркивайте проявления его культуры поведения.