Вера Петушкова
Консультация для родителей «Эмоционально-волевая сфера личности. Воля»
▼ Скачать + Заказать документы
В детские годы начинает формироваться регулирующая сторона сознания человека, способность к целенаправленным действиям и поступкам, связанным с преодолением препятствий, его воля.
Воля не дана от рождения, она возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания. В младенческом периоде и раннем детстве формируются предпосылки волевого действия, возникают первые целенаправленные движения, предметно-орудийные действия, цепочка действий. Ребенок научается выполнять требования взрослых на основе понимания их речи, он овладевает движениями своих рук, ног, туловища. Но заметные сдвиги в развитии воли наблюдаются в дошкольном возрасте, Меняются как сами волевые действия, так и их значение, место их в общем поведении ребенка. Именно в этот период у детей появляется способность самостоятельно определить цель своего действия и добиться ее, организовать выполнение намеченного. Не следует ждать (и требовать) частых проявлений воли у 3-летнег малыша. Действия у младшего дошкольника, как и ребенка раннего возраста, в основном импульсивные, проявление волевых действий наблюдается у них лишь в наиболее благоприятных обстоятельствах. Однако в дальнейшем, особенно в старшем дошкольном возрасте, таких волевых действий становится все больше, увеличивается и продолжительность волевого усилия ребенка. Однако в целом возможности воли ребенка-дошкольника не следует преувеличивать. Они ограничены, пока ребенок еще часто находится в плену эмоций.
Публикация «Консультация для родителей „Эмоционально-волевая сфера личности, Воля“» размещена в разделах
Развитие волевых действий дошкольника тесно связано с формированием соподчинения их мотивов. Выделение ребенком наиболее значимых мотивов, формирование направленности стимулируют сознательное стремление дошкольника к достижению поставленной цели.
Выделяют 3 основных направления в развитии воли дошкольника, которым следует уделить особое внимание родителям. Это-развитие целенаправленности действий, определение соотношения между целью действий и их мотивом и возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помочь при затруднении, при неудаче-выразить уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Ведь в формировании целенаправленности он так важен. Развитию воли способствуют разные виды деятельности дошкольника и прежде всего-игровая. Каждая игра требует выполнения правил, которые есть не только в играх подвижных, дидактических, но и ролевых. Подчинение им вырабатывает у ребенка выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.
Прекрасные возможности для развития воли содержат в себе трудовая и бытовая деятельность. В процессе этих видов деятельности ребенок учится осознавать цель, планировать свои действия, запомнить их последовательность, преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребенка. Родители развивают волю ребенка и когда формируют у него культурно-гигиенические навыки, культуру поведения в обществе взрослых и детей, когда помогают овладеть ребенку ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах. Развитие воли нельзя отрывать от нравственного воспитания ребенка, овладения им нормами поведения. Ведь важно, ради каких целей, под влиянием каких мотивов совершается волевое действие.