вера никитина
Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперименты составляют основу всякого знания. Без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они очень разные – все они «почемучки». Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне?
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментальная деятельность дома“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «… детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Дети часто сами разбирают игрушки, наблюдают за падающими снежинками на ладонь (как они тают, за падающими в воду игрушками (тонет - не тонет). Но в такой «самодеятельности» существует опасность и таится она в том, что малыш еще не знает элементарных правил безопасности. Эксперимент, который организует взрослый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, позволяет показать связи между живым и неживым в природе, а так же помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминается надолго.
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:
• учимся видеть проблемы;
• учимся выдвигать гипотезы;
• учимся делать выводы и умозаключения.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не давать знания в готовом виде, а направить его, чтобы он хотел получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.
Ребенок нуждается в новых впечатлениях, в следствии чего возникает развитие поисковой деятельности, которое направленно на знакомство с окружающим миром. Чем разнообразнее и интереснее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Предлагаем вам провести несложный эксперимент : «Водоплавающий лимон» Наберите в емкость воду и опустите в неё лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул. Объясните вашему малышу, что лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.
Например, ребёнок рисует, «Нет зелёной краски». Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него не получается, расскажите, что для этого надо смешать краски двух цветов. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность.
Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, на кухне, в магазине, купая ребенка.).
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы, врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития личности.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше!
Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня.