ефимова светлана
Консультация для родителей «Эффективное общение с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Эффективное общение с ребенком».
Как часто родителям приходится слышать, что они должны больше времени уделять общению с детьми. И как часто родители говорят о том, что при современном ритме жизни у них совсем не остается времени на разговоры и игры с ребенком. Но проблема общения родителей с ребенком это не вопрос времени, а вопрос качества этого общения, так как даже при наличии времени надо знать, как можно его эффективно использовать. Правильное общение с ребенком позволяет родителям наладить контакт с ним и предотвратить появление многих трудностей. Чтобы общение с ребенком приносило радость и оказывало положительное влияние на развитие ребенка необходимо придерживаться некоторых правил.
Публикация «Консультация для родителей „Эффективное общение с ребенком“» размещена в разделах
1. Безусловное принятие – это любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что он есть. Безусловное принятие не исключает выражения недовольства по отношению к ребенку, но родители должны помнить, что: можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком в целом; можно осуждать действия ребенка, но не его чувства; недовольство не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие ребенка.
2. Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. Активное слушание базируется на способности родителей к сочувствию и сопереживанию своему ребенку.
3. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. Только сталкиваясь с отрицательными последствиями своих действий, ребенок взрослеет и становится сознательным.
4. Помогайте ребенку, когда он вас об этом просит, при этом: возьмите на себя только, то с чем он не может справиться сам; при совместной деятельности сохраняйте дружелюбный тон и позицию «на равных»; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
5. Поддерживайте успехи ребенка. Необходимо хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Однако необходимо помнить, что похвала должна быть честной (успех должен быть реальным, избегайте сравнения ребенка с другими (можно сравнивать лишь его собственные достижения).
6. Сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. Высказывания родителей относительно плохого поведения ребенка, чтобы не стать разрушительными для ребенка и ваших с ним отношений, должны быть высказаны в определенной форме – в форме «Я–сообщений», которое строится по схеме: описание факта поведения ребенка (когда, если) чувство родителя (я чувствую) предпочитаемый исход (мне хотелось бы, я был бы рад)
7. Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка. Не требуйте от ребенка невозможного, лучше посмотрите, что вы можете изменить в окружающей ребенка обстановке. Старайтесь отделить собственные амбиции и ожидания от реальных возможностей ребенка.
8. В жизни ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Однако, устанавливая для ребенка правила необходимо помнить: правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими; требования родителей не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка; правила должны быть согласованы между значимыми взрослыми; требование необходимо сообщать дружественно-разъяснительным тоном; наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
9. Стремитесь к конструктивному разрешению возникших конфликтов, т. е чтобы обе стороны были в выигрыше. Даже при разрешении конфликта необходимо помнить о всех правилах общения. Конструктивное разрешение споров проходит обычно в несколько стадий: прояснить ситуацию, используя при этом активное слушание ребенка и «Я – сообщения» для изложения собственных пожеланий. сбор альтернативных решений спора (лучше дать ребенку возможность первому высказать свое предложение); оценка предложений и выбор наиболее приемлемого, на этом этапе необходимо соблюдать уважение к позиции другого; выработка способов выполнения принятого решения, необходимо точно оговорить время начала действия новой договоренности, кто и как будет оценивать правильность выполнения решения; выполнение и проверка решения, необходимо обсуждать удовлетворенность сторон результатом и при необходимости вносить коррективы.
10. Используйте в повседневном общении приветливые фразы («Я рад тебя видеть», «Я по тебе соскучился», «Мне хорошо с тобой» и т. п.). Цените время, которое вы можете провести вместе.
Эти простые правила не требуют от Вас сверхусилий, но соблюдая их в общении со своим ребенком, Вы почувствует, что разговаривать с ним стало проще, вы стали лучше понимать друг друга, ребенок стал послушней, а Вы спокойней.