Дарья Дряглева
Консультация для родителей «Возрастные нормы появления звуков у детей»
▼ Скачать
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают, но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. Для того, чтобы родители были более компетентны в вопросе речевого развития собственного ребёнка и, в случае необходимости, вовремя могли обратиться за помощью к специалистам, им важно быть ознакомленными с возрастными нормами появления звуков в речи. [/h3]
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные нормы появления звуков у детей“» размещена в разделах
Возрастные нормы появления звуков в речи
На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.
С 1,5-2 месяцев ребенок уже начинает гулить – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, не всегда совпадающие со звуками родного языка. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т. д. Длится этот период примерно до 3-6 месяцев, и, с этого возраста, в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребёнка сохранен слух и интеллект). В период лепета малыш повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т. д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.
Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для дальнейшего развития артикуляции.
В 1-1,5 года дети чаще всего начинают чётко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о] и такие согласные, как [м], [п], [б] и их мягкие пары.
К 1,5-2 годам ребёнок способен уже полностью освоить произношение гласных звуков: [а], [у], [о], [и], [е] и согласных звуков: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’]. Свистящие звуки [с], [з], [ц], шипящие [ш], [ж], [ч’], [щ’] и сонорные [р], [л], [й’] дети обычно в этом возрасте ещё пропускают или заменяют.
На 3 году жизни ребёнка подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) значительно повышается.
К 3-3,5 годам ребенок хорошо осваивает звуки [е], [ы], [э], [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’] [й’]. Нередко в данном возрасте твердые согласные всё ещё заменяются простыми по артикуляции мягкими («дяй» вместо дай, «сяпка» вместо шапка, «дём» вместо дом, «тянк» вместо танк, «хеб» вместо хлеб и др.).
Дети третьего года жизни начинают правильно произносить звук [л’], заменяя им недостающие звуки [л], [р’], [р] («люк», «лепа», «лядио» вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком [й’] («йук», «йека» вместо лук, река, иногда звук [л’] заменяют также звуком [й’] («бойно» вместо больно).
Приблизительно в 3-4 года постепенно исчезает смягчение твёрдых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит чётко – дом). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «ёлка», «ямка»). Но по-прежнему в этом возрасте может отмечаться нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ’], [ч’], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми, например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [й], [л’] или опускаются («сянки, тянки» вместо «санки», «зюк, дюк» вместо «жук», «тяй» вместо «чай»).
К 4-4,5 годам большинство детей правильно произносят в речи и дифференцируют (различают) между собой уже все свистящие звуки, без исключения: [с], [с’], [з], [з’], [ц].
Следует отметить, что к 4-4,5 годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, или даже все звуки речи. Но, как правило, большинство дошкольников ещё не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твёрдыми свистящими: звук [ш] звуком [с] («суба» вместо шуба, [ж] - [з] («заба» вместо жаба, [ч’] звуком [ц] или [т’] («цасы», «тясы» вместо часы, [щ] звуком [с] или [с’] («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки [р], [р’], [л] дети заменяют звуком [й’] или [л’] («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка).
После 4-4.5 лет у детей постепенно появляются звуки позднего онтогенеза [ш], [ж], [ч’], [щ’], [л], [р]. С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например там, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребёнок может по-прежнему произносить вместо шипящих - свистящие звуки. К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, в речи закрепляются свистящие и шипящие звуки, а у некоторых детей — звуки [л] и [р].
В возрасте 5 лет, как правило, шипящие звуки [ш], [ж], [щ], [ч] произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) в свободной речи.
В 4,5-5,5 года дети уже осваивают звуки [л], [р] и [р’]. В норме, полностью исчезает смягченное произношение согласных звуков, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Но у некоторых детей в 5 лет довольно часто ещё остаётся неустойчивым произношение определённых групп звуков, например свистящих и шипящих,— в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно, неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечётко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.
К 5,5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Дети в этом возрасте легко определяют начальный и конечный звуки в словах, могут определить количество звуков слове, подобрать слово на заданный звук. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками родного языка. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем больше вероятность того, что оно правильно сформируется или же вовремя скорректируется.
Обратите особое внимание: если ребёнок произносит звук искаженно, т. е. заменяет его звуком, отсутствующим в родном языке (например, вместо нормативного звука [с] употребляет межзубный [с], вместо нормативного [л] – межзубные [л], вместо нормативного [р] – горловой (французский) [р] и т. д., то вне зависимости от возраста необходимо срочно предпринимать меры по исправлению произношения данного звука (или ряда звуков). Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков звукопроизношения по мере роста ребёнка. Недостатки звукопроизношения не проходят самостоятельно, а, наоборот, стойко закрепляются в речи (это, в дальнейшем, усложняет процесс коррекционной работы и значительно удлиняет её сроки).
Таким образом, к 6 годам, если у ребёнка нет отклонений в строении органов артикуляции, а также нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь у него формируется как полноценное средство общения. Дошколята не только правильно произносят, но и различают на слух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей полностью сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для овладения грамотой и успешного обучения ребёнка в школе.
Дорогие родители, будьте более внимательны к своему ребёнку, всегда прислушивайтесь к его речи, отмечайте малейшие успехи и замечайте все трудности в речевом развитии, а, в случае необходимости, своевременно обращайтесь к специалистам! И, помните, «речь – это визитная карточка человека», именно поэтому необходимо своевременное её развитие!
Желаю успехов в развитии Ваших детей!