Кристина Безверхая
Консультация для родителей «Воспитание усидчивости»
▼ Скачать + Заказать документы
3-6-летнему ребенку нелегко быть внимательным и прилежным. Это связано с возрастными особенностями. Ребенок не рождается внимательным и прилежным, эти качества нужно развивать в нем с раннего детства. Ему не всегда удается дослушать рассказ до конца, заняться одним делом в течение десяти-пятнадцати минут, особенно если есть отвлекающие факторы, на которые сразу переключается внимание ребенка. Внимание и настойчивость тесно связаны друг с другом. Если ребенок внимателен, то он может кропотливо делать одно дело. Если ребенок прилежен, то его внимание всегда будет собрано и не будет рассеиваться на посторонние вещи. Беспокойный ребенок часто доставляет много хлопот своим родителям. Такой ребенок не может долго сидеть и делать что-то одно. Часто он бросает свои игры и занятия, не дочитав их до конца, и готов браться за новые.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание усидчивости“» размещена в разделах
Как научить ребенка быть усидчивым?
Этот вопрос волнует многих родителей.
Что такое настойчивость и каковы причины беспокойства?
Настойчивость неразрывно связана с вниманием и представляет собой способность к саморегуляции и самоконтролю. Настойчивость - это не врожденное качество, она формируется в течение жизни. У прилежного ребенка хорошее внимание, он всегда доводит начатое дело до конца и не оставляет его на полпути. Беспокойство ребенка до трех лет вполне нормально, потому что в этот период движение играет для него большую роль. Непоседливость характерна для дошкольного возраста, но есть дети, чью непоседливость можно назвать хронической.
Каковы его причины?
Во-первых, это потеря интереса к предмету, к игре. Например, ребенок собирал конструктор, ему надоело, он бросил это дело и начал играть в машинки. Если ребенок полностью потерял интерес к игре, то, как бы вы его ни уговаривали, он не будет играть в нее дальше.
Во-вторых, это неврологические заболевания. Если ваш ребенок похож на вечный двигатель, то это не всегда хорошо. Вполне возможно, что причина такого хронического беспокойства кроется в болезни. Особенно стоит насторожиться, если ребенок плохо спит, не может ни на минуту успокоиться и спокойно посидеть на диване, посмотреть мультфильм, если он постоянно что-то крутит, вертится, куда-то лезет, бегает. В этом случае не следует откладывать визит к психологу и неврологу, потому что такое беспокойство нуждается в лечении и коррекции. По крайней мере, специалисты дадут точный ответ, что является причиной беспокойства – болезнь или особенность темперамента ребенка.
В-третьих, беспокойство может быть вызвано неуверенностью в себе. Например, ребенок однажды неудачно выполнил какое-то задание, и чтобы больше не сталкиваться с ним в будущем, он будет убегать от него, заранее предполагая, что у него снова ничего не получится. Такой страх неудачи может появиться из-за недостаточной похвалы и поддержки со стороны родителей.
Мы развиваем настойчивость
Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в ребенке усидчивость, то одновременно с этим развиваются память, внимание и интеллектуальные способности. Ребенок начинает лучше запоминать, учится анализировать, выделять главное. Развить усидчивость в ребенке не так уж сложно, главное - делать это постоянно, учитывая, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Дальнейшие рекомендации помогут вам в этом.
• Поиграйте вместе с ребенком, покажите ему, как выполнить то или иное задание. Совместная деятельность объединяет семью и пробуждает интерес к ребенку.
• Не забывайте, что при выборе игр и упражнений важно учитывать, чтобы они соответствовали возрасту и особенностям ребенка. Например, некоторые дети собирают кубики очень медленно, детально изучая каждый кубик, а другие дети могут выполнить это задание в быстром темпе. Главное, чтобы ребенок выполнил задание до конца, а не бросил его, а потом положил все на место: я положила пластилин и кубики в коробку, убрала краски, сполоснула кисточку, вылила воду и т. д.
• Занимаясь с ребенком, устраните командный тон. Если вы чего-то хотите от ребенка, то пусть это будет не приказ, а просьба.
• Обилие игрушек не лучшим образом сказывается на развитии ребенка. Его внимание от такого разнообразия будет только ухудшаться. Пусть игрушек будет меньше, но они будут представлять ценность для ребенка, носить развивающий характер, а не только развлекательный. Если вы все еще не можете не побаловать своего ребенка игрушками, то выберите две или три игрушки, а остальные уберите, постепенно меняя их.
• Лепка, рисование, вышивание бисером, аппликация и другие занятия, требующие концентрации внимания, являются отличным способом развить у ребенка усидчивость.
К концу дошкольного возраста ребенок уже может в какой-то степени контролировать свое внимание, которое постепенно начинает приобретать характер произвольности. Это одна из составляющих готовности ребенка к обучению в школе. Станьте старшим другом, наставником для своего ребенка, почаще играйте с ним в полезные, развивающие игры, и тогда с вашей помощью он превратится из маленького невежды в любознательного, внимательного и прилежного ученика.