Сирота Инна
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальной задачей является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно – волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств“» размещена в разделах
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки.
Многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении задач.
В беседах с родителями замечаем, что родителей, прежде всего интересуют вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счёту, письму, а воспитанию таких качеств : как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Овладение навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно - волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. В любом виде труда есть цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость приложения ребенком усилий, проявления настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.
В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника наглядны. Поручения разнообразны по содержанию. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей, зарождающееся в этом возрасте. Распространенный мотив совместного труда ребенка с родителями – стремление к общению с ними: «Люблю с папой вместе делать что либо», «Мне с мамой всегда весело трудиться». Совместный труд позволяет взрослым осуществлять контроль над детской деятельностью. Взрослый собственным трудом дает ребенку пример правильного выполнения работы, передает ему рациональные приемы труда.
Из бесед с родителями можно сделать вывод о том, что на первом месте -самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения. Остальные виды занимают незначительное место.
Ручной труд – этот вид труда посилен ребенку, привлекателен, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно – бытового труда. Выполненные ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготавливается в подарок близким (как сюрприз, украшение дома к празднику, друзьям, сверстникам из детского сада. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы, настойчивости.
Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. Этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность.
Чем же определяется воспитательная ценность этого вида труда?
Во – первых, труд по уходу за комнатными растениями и животными эмоционально окрашен: общение детей с живыми объектами природы является для них источником огромной радости.
Во – вторых, выращивая растения и ухаживая за животными, ребенок чувствует себя «творцом», видит значение своего труда.
В-третьих, у ребенка есть возможность трудиться рядом с мамой, папой, бабушкой: в дошкольном возрасте отношение ребенка к труду связано с его отношением к тем взрослым, с которыми он трудится вместе или которые организуют его труд, побуждают действовать.
В-четвертых, этот вид деятельности позволяет сочетать волевые и умственные усилия ребенка, требует определенных знаний.
Таким образом, эти виды труда наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создавать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если, дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких, а ее выполнение или невыполнение существенны для них. Содержание труда ребенка в семье не должно быть нарочно придуманным. Родители должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы : одобрение, похвала родных, оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности. Различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление, качественно довести работу до нужного результата.