Юлия Зозина
Консультация для родителей «Воспитание познавательных интересов у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношение характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, создают у ребенка уверенность в своих силах.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание познавательных интересов у детей“» размещена в разделах
Познавательный интерес у ребенка связан с деятельностью памяти. Вы конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно вызывать у ребенка интерес к привычным для него предметам.
Предлагаем использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни.
Не старайтесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках. Для развития интереса целесообразнее возбуждать его познавательную активность, активизировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Если, например, вы с ребенком прогуливаетесь по лесу. Предложите выявить, что изменилось со времени последнего посещения, придумать загадки, прочитать строки из выученных ранее стихотворений. Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене - о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову ребенка слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойств, что дает возможность по- иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.).
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом - как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка - это зимняя "спальня" и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.
Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию этим долен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».