Инна Вагнер
Консультация для родителей «Воспитание детей природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Личность не может считаться гармоничной, если человек не испытывает радости от общения с миром. Это удивительное чувство причастности к огромному и прекрасному миру дает воспитание детей природой, ведь наблюдение за ней многое объясняет человеку в его собственной судьбе.
РОЛЬ ПРИРОДЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание детей природой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В народном эпосе разных стран есть повторяющийся сюжет о богатырях, силу которым давала родная земля. При помощи этих сказаний, былин, песен наши предки внушали своим детям сызмальства, что именно в природе, ее мудрости и красоте скрыты неисчерпаемые источники сил, помогающих людям. За это человек должен любить и уважать ее, не нарушать ее законов, разумно пользоваться дарами. Наши предки чтили лесных духов, охотились не ради забавы, а ради пропитания, и детей поучали : «Природа жадных не любит!»
К сожалению, в современных мегаполисах недооценивается роль природы в воспитании детей, поэтому целые поколения начинают относиться к ней легкомысленно, рассматривая как источник удовлетворения собственных нужд.
Иллюстрацией могут служить недавние случаи издевательства людей над бурым медведем и белой медведицей. Эти факты говорят о том, что воспитание детей природой недоступно многим, и они уже не считают себя ее частью. Отсюда духовная деградация, неспособность чувствовать чужую боль, стремление любым способом «попасть в кадр», заставить о себе говорить, чтобы заполнить пустоту, в которой эти люди существуют.
А ведь еще Мария Монтессори призывала обязательно создавать детям пространство, в котором они смогут быть ближе к природе. В ее детских садах всегда были небольшие оранжереи, в которых малыши учились ухаживать за растениями, наблюдали за ними, собирали выращенный собственными руками урожай.
Педагог говорила, что дает им силы для «развития тела и духа». В своей системе она отводит ему важнейшее место, потому что, оберегая окружающую среду, человек сохраняет ее для последующих поколений, и учить этому нужно с малолетства.
Прогрессивными педагогами в наши дни роль природы в воспитании детей расценивается как основа их нравственного развития. Мероприятия по этому направлению включаются в программу дошкольных образовательных учреждений.
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ
Вот действия, которые заинтересованные в успехе родители предпринимают, воспитывая своих детей в любви к природе :
• Учат их наблюдать окружающий мир и заботиться о нем. Когда малыш ухаживает за цветком или животным, которые меньше и слабее него, постепенно он приходит к благодарности за заботу других о нем самом
• Воспитывают чувство ответственности, следя за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства: покормить котенка, полить цветы. Они акцентируют внимание малыша на том, с какой благодарностью природа реагирует на уход и заботу о ней: как пышно цветут растения, как здоров и игрив котенок и т. д.
• Воспитывают терпение. Воспитание детей природой приводит к формированию важного навыка – умения ждать. Например, посадив зернышко, нужно потерпеть до того времени, когда сначала появится тоненький росток, потом начнут образовываться листики, позже растение зацветет, и только потом порадует плодами
• Формируют у ребенка чувство единения с природой. Детям нравится наблюдать различные природные явления, и родителям нужно уметь объяснить, что такое молния, почему зимой идет снег, а летом дождь. При лесных прогулках полезно наблюдать за миром лесных обитателей, например, за муравьями. Их быт организован почти как человеческий, только работает, как часы, равномерно и слаженно
Таким образом, воспитание детей природой позволяет вырастить ответственных, умеющих тонко чувствовать людей, которые научатся использовать дары природы во благо, а не во вред и всегда будут помнить, что они не наследуют землю, а «одалживают ее у своих детей»