Ольга Шатова
Консультация для родителей «Влияние телевидения на детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в эпоху активного развития средств массовой информации, ко-торые значительно изменяют, преображают психологию человека. Многим родителям просто удобно – дети чем-то заняты, не пристают, ничего не просят, не мешают и не докучают своими вопросами, родители спокойно могут сделать все свои дела или просто могут отдохнуть после тяжелого трудового дня, а для кого-то отдых превращается в стиль жиз-ни. Телевизор прочно входят в жизнь многих детей, начиная с первых лет, а то и раньше. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном. И этот экран все больше и больше начинает заменять бабушкины сказки, мамины колыбельные песни, разговоры с па-пой. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Порою, родите-ли практически не разговаривают со своими детьми. В общении с ними ис-пользуют простые, односложные слова: поставь, отойди, молодец, не тро-гай, нельзя, уйди и т. п. Но при этом, от своих детей каждый родитель ждет, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе и т. п. А между тем, все больше и больше родителей придерживаются принципа: чтобы ребен-ка было видно, но не слышно!
Публикация «Консультация для родителей „Влияние телевидения на детей“» размещена в разделах
Ребенок готов часами играть в игры или смотреть мультики, телевизион-ные передачи различной тематики. И если по началу родителей радует, что сидя за телевизором ребенок получает полезную информа-цию, развивает воображение, память, мышление, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную нега-тивную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность, агрессивность.
Давайте рассмотрим какие опасности таит в себе просмотр телевизион-ных передач? Во первых - это переутомление: самый очевидный, но не са-мый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная про-грамма – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выясне-нию отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Во вторых - опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете теле-визор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь сво-ими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?
Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семей-ных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экра-ном, прежде всего начните с самих себя.
В третьих - пассивность предлагаемых им развлечений (именно эта осо-бенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаи-модействии человека и телевизора активную роль играет именно телеви-зор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом дру-гом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах - думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейза-жи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать резуль-тат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозиро-ванном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Старай-тесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором. Суще-ствует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом воз-расте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными сред-ствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофи-чески не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для роди-телей - озвучить то, что он интуитивно чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.
Только к 3 - 4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь со-бытий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно «понарошку» пере-жить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.
Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными пер-сонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуаци-ям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще. Совет- чтобы ребенок заинтересовался ре-альностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и вы-ставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать нега-тивное влияние на психику.
Даже если не задумываться над нравственными проблемами влияния телевидения на детей, само долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информа-цию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бес-конечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы ребёнок учился думать, телевидение сводит эти усилия на нет. Давно известно, ребёнок, которому дают соску, плохо потом берет материнскую грудь, потому что с соской легче. Зачем напрягаться, если тебе с экрана телевизора дают всё в готовом виде, и думать не надо.
Без сомнения, в телевидении и компьютерах есть свои плюсы. Суще-ствуют полезные телевизионные программы, которые позитивно влияют на становление мировосприятия ребенка. Есть некоторые телевизионные программы, которые помогают детям понять важность правильного пита-ния, здоровья и физических упражнений. Кроме того, дети также узнают много вещей, которые пригодятся для образования и будущей жизни.
Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, пережива-ний, настоящих эмоций и чувств, общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а быва-ет, и днями просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той воз-можности развития, что дается человеку только в детстве.
Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В даль-нейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
Что же делать, чтобы телевизор не занял важное место в жизни малыша:
• детям до трех лет телевизор смотреть не следует;
• четко оговорить временную квоту затраченную на просмотр мультфиль-мов;
• необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызо-вут ли они перевозбуждение нервной системы;
• не забывайте выключать телевизор, когда вы его не смотрите - дети быстро перенимают вредную привычку взрослых остав-лять телевизор «фоном»;
• контролируйте громкость звучания, т. к дети в последствии не восприни-мают спокойную, тихую речь взрослого, нарушается восприятие окружа-ющего мира людей, природы, что является обязательной основой ум-ственного развития ребенка;
• постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чте-нием книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр;
• не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором - до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную ре-альность. Поэтому сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
На сегодняшний день, только вы можете защитить ваших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и лю-бить этот мир. Задача родителей сохранить физическое и психическое здо-ровье детей.