Получи документы

Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»

Людмила Бабенко
Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»

Воспитатель: Бабенко Л. В.

г. Тольятти, 2024 г.

Публикация «Консультация для родителей „Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный период в воспитании личности ребёнка во многих отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно в данном возрасте. Психологами и психотерапевтами отмечается, что у супругов раздражительных, беспокойных дети также раздражительные и нервные. Любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах у ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.

Решать кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону - ситуация поистине драматическая! С опытом ребенка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах - непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребенка.

Для некоторых семей характерны юмор, шутка, веселье. К матери и отцу дети относятся как к старшим понимающим товарищам и друзьям. В других семьях царит дух строгости, существует определенная дистанция между отцом и детьми, матерью и детьми. В одних случаях в семье между матерью и дочерью складываются нежные взаимоотношения. Дочь относится к матери как к старшей и более опытной подруге. В других – отношения несколько сухие, мать может требовать беспрекословного подчинения дочери, увлекаться чрезмерными назиданиями, поучениями, выговорами, упреками. Мать относится к дочери как к глупому, несмышленому, ничего не понимающему ребёнку. Иногда чрезмерная опека матери переходит все границы и принимает формы родительского деспотизма. Отсутствие взаимного понимания между матерью и дочерью приводит к тому, что дочь замыкается.

Если ребёнок растет и воспитывается в семье, для которой характерны конфликты, постоянные ссоры, скандалы, то он полагает, что теплые, нормальные взаимоотношения между людьми лицемерны. Первый опыт эмоционального общения между людьми у него отрицательный. В результате вырабатывается особый взгляд на мир человеческих взаимоотношений, который закрепляется в психике и который очень трудно перевоспитать.

Особое значение для духовной атмосферы семьи и стиля семейного воспитания имеет психическая уравновешенность родителей, которая в условиях психических и физических перегрузок, постоянной нехватки времени приобретает особую остроту даже при условии, если сами супруги не страдают какими – либо неврозами. Психическая неуравновешенность родителей может иметь определяющее отрицательное влияние на становление психики ребенка.

У молодых родителей из-за отсутствия педагогических знаний и жизненного опыта могут складываться неправильные отношения с ребенком. В одних семьях воспитание идет по пути чрезмерного внимания к ребенку и удовлетворения всех его желаний. Маленький кумир семьи хорошо осознает свое положение и очень часто злоупотребляет им. Это ведет к замедленному формированию самоконтроля, эгоизму, развитию повышенной эмоциональности и даже некоторых истерических черт характера. В других семьях к ребенку предъявляют непомерные требования, постоянно одергивают и поправляют, слишком часто наказывают. У ребенка подавляется инициатива, энергия, появляется неуверенность, боязливость, чрезмерная робость.

Когда в семье несколько взрослых, то происходит следующее: мама требует вести себя так, папа несколько иначе. Нарушается основное правило педагогики – единство требований, предъявляемых к ребенку взрослыми. Из-за этого «воспитания» нередко появляется неустойчивость в психике ребенка, повышенная возбудимость и раздражительность, агрессивность. Противоречивые требования и запреты – один из факторов, способствующих развитию неврозов у ребенка.

В реальных жизненных ситуациях весьма заметны различия в психическом развитии первого и второго ребенка. Мать, имеющая двоих, троих и более детей, знает, как они не похожи друг на друга. У них различия в характерах, темпераментах. Эмоциональный и воспитательный подход ко второму ребенку иной, чем к первому. Первый ребенок растет в условиях, когда он единственный «фокус» забот и тревог родителей. Второй ребенок растет и воспитывается в семейном коллективе, и внимание родителей распределяется между обоими детьми. Следовательно, семейные ситуации у первого и второго ребенка различны.

По гипотезе, американского психолога Е. Стотленд, порядок рождения определяет положение ребенка в структуре семьи, его социальные ориентации, усвоенные нормы и в будущем – восприятие им жизненных ситуаций и поведение в подобных ситуациях. Первые и единственные дети реагируют одинаково в сходных ситуациях, склонны к конформизму, приписывают себе роль родителей. Позднее рожденные дети воспринимают себя, как лица с низким статусом, готовые к положению зависимости. Первые и единственные дети более склонны к эмоциональному сопереживанию и сочувствию. А позднее рожденные дети переживают за людей, если они похожи, обладают равным статусом.

Стиль поведения, основные привычки, шаблон реакций складываются и приобретаются в семье. Однако постепенно влияние семьи ослабевает, уступая место влиянию школы, коллектива, сверстников, друзей….

Общаясь с матерью и отцом, ребенок осуществляет интуитивную познавательную деятельность путем подражания, соотношения себя и родителей, сопоставления, сравнения. В результате шаг за шагом развивается сложный процесс соучастия и сопереживания, который позволяет понять нам механизмы душевной жизни других людей. У ребенка в процессе семейного воспитания формируется чувство симпатии. Сочетание таких качеств, как сочувствие, сострадание, сопереживание, самопожертвование, чувство справедливости – вот основа всех моральных чувств, которые закладываются у ребенка в процессе семейного воспитания.

Итак, в семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Проявление этого чувства встречается у тех детей, родители которых сами обладают высокоразвитым чувством сострадания, сопереживания, соучастия. Это такие семьи, в которых механизм доверия, любви, теплоты.

Одна из важнейших задач супружеской пары – воспитание в ребенке подлинных человеческих качеств (понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие). В ребенке необходимо развивать способность понимать мир переживаний другого человека. Именно на этой между всеми членами семьи возникает духовная и эмоциональная общность, в силу которой происходит согласование чувств и поступков, вырабатываются общие представления и взгляды, осуществляются взаимопомощь и взаимоподдержка. Воспитательная функция семьи направлена на формирование и развитие личности ребенка, на его социализацию, на подготовку к более широкому межчеловеческому общению и сотрудничеству в разнообразных коллективах. Для ребенка семья является средством социальной защиты от неблагоприятных условий и обстоятельств. Характер семейного общения, духовная атмосфера накладывают неизгладимый отпечаток на формировании личности ребенка.

В семье, как в капле росы, отражаются все основные социальные характеристики и качества данного общества на том, или ином этапе его исторического развития. Семейное воспитание, особенно в первые годы жизни ребенка, является необходимым для нормального и полноценного психического развития. Необходимо рационально, умело сочетать различные формы и типы воспитательного воздействия на детей, прежде всего учитывая показатели их психического, физического и умственного развития в комплексе.

В нашей стране развита система детских дошкольных учреждений, накоплен определенный опыт воспитания детей в них. Однако даже он не дает нам достаточных оснований для того, чтобы с такой уверенностью прогнозировать полное отмирание воспитательных функций семьи. В воспитании ребенка, в уходе за ним каждая женщина проявляет самоотверженность, постоянно отдавая ему часть своей жизненной энергии. Здоровье ребенка, его нормальное умственное, духовное и физическое развитие - во многом результат усилий всей семьи, и прежде всего женщины. Естественно, в семье происходит становление и формирование человеческой личности со всем разнообразием качеств, свойств, способностей. Но семья не является единственным и решающим фактором в социализации поколений, так как в воспитательном процессе участвует целая система общественных институтов, начиная со школы и кончая вузами, различными курсами….

Итак, в семье происходит усвоение ребенком правил и норм межчеловеческого общения, нравственных понятий и первых знаний об окружающем мире. Социальные моменты воспитания начинаются с рождения ребенка. Во всех обществах мать с грудным младенцем пользуется особыми правами и привилегиями. Родившись, ребёнок сразу попадает в сеть межчеловеческого общения. Само его рождение превращает брак как половой союз мужчины и женщины в семью, которая уже связана кровнородственными связями, - это первая социальная сеть связей, в которую включается ребёнок.

Хотя семейное воспитание имеет и ряд недостатков (психологическая и педагогическая безграмотность родителей, непонимание душевного мира ребёнка, но этот эти недостатки можно преодолеть путем педагогического всеобуча, пропаганда знаний, необходимых родителям.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 ноября 2024 в 13:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бабенко (УИ 761770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД