Людмила Бабенко
Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста»
Воспитатель: Бабенко Л. В.
г. Тольятти, 2024 г.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольный период в воспитании личности ребёнка во многих отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно в данном возрасте. Психологами и психотерапевтами отмечается, что у супругов раздражительных, беспокойных дети также раздражительные и нервные. Любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах у ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.
Решать кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону - ситуация поистине драматическая! С опытом ребенка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах - непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребенка.
Для некоторых семей характерны юмор, шутка, веселье. К матери и отцу дети относятся как к старшим понимающим товарищам и друзьям. В других семьях царит дух строгости, существует определенная дистанция между отцом и детьми, матерью и детьми. В одних случаях в семье между матерью и дочерью складываются нежные взаимоотношения. Дочь относится к матери как к старшей и более опытной подруге. В других – отношения несколько сухие, мать может требовать беспрекословного подчинения дочери, увлекаться чрезмерными назиданиями, поучениями, выговорами, упреками. Мать относится к дочери как к глупому, несмышленому, ничего не понимающему ребёнку. Иногда чрезмерная опека матери переходит все границы и принимает формы родительского деспотизма. Отсутствие взаимного понимания между матерью и дочерью приводит к тому, что дочь замыкается.
Если ребёнок растет и воспитывается в семье, для которой характерны конфликты, постоянные ссоры, скандалы, то он полагает, что теплые, нормальные взаимоотношения между людьми лицемерны. Первый опыт эмоционального общения между людьми у него отрицательный. В результате вырабатывается особый взгляд на мир человеческих взаимоотношений, который закрепляется в психике и который очень трудно перевоспитать.
Особое значение для духовной атмосферы семьи и стиля семейного воспитания имеет психическая уравновешенность родителей, которая в условиях психических и физических перегрузок, постоянной нехватки времени приобретает особую остроту даже при условии, если сами супруги не страдают какими – либо неврозами. Психическая неуравновешенность родителей может иметь определяющее отрицательное влияние на становление психики ребенка.
У молодых родителей из-за отсутствия педагогических знаний и жизненного опыта могут складываться неправильные отношения с ребенком. В одних семьях воспитание идет по пути чрезмерного внимания к ребенку и удовлетворения всех его желаний. Маленький кумир семьи хорошо осознает свое положение и очень часто злоупотребляет им. Это ведет к замедленному формированию самоконтроля, эгоизму, развитию повышенной эмоциональности и даже некоторых истерических черт характера. В других семьях к ребенку предъявляют непомерные требования, постоянно одергивают и поправляют, слишком часто наказывают. У ребенка подавляется инициатива, энергия, появляется неуверенность, боязливость, чрезмерная робость.
Когда в семье несколько взрослых, то происходит следующее: мама требует вести себя так, папа несколько иначе. Нарушается основное правило педагогики – единство требований, предъявляемых к ребенку взрослыми. Из-за этого «воспитания» нередко появляется неустойчивость в психике ребенка, повышенная возбудимость и раздражительность, агрессивность. Противоречивые требования и запреты – один из факторов, способствующих развитию неврозов у ребенка.
В реальных жизненных ситуациях весьма заметны различия в психическом развитии первого и второго ребенка. Мать, имеющая двоих, троих и более детей, знает, как они не похожи друг на друга. У них различия в характерах, темпераментах. Эмоциональный и воспитательный подход ко второму ребенку иной, чем к первому. Первый ребенок растет в условиях, когда он единственный «фокус» забот и тревог родителей. Второй ребенок растет и воспитывается в семейном коллективе, и внимание родителей распределяется между обоими детьми. Следовательно, семейные ситуации у первого и второго ребенка различны.
По гипотезе, американского психолога Е. Стотленд, порядок рождения определяет положение ребенка в структуре семьи, его социальные ориентации, усвоенные нормы и в будущем – восприятие им жизненных ситуаций и поведение в подобных ситуациях. Первые и единственные дети реагируют одинаково в сходных ситуациях, склонны к конформизму, приписывают себе роль родителей. Позднее рожденные дети воспринимают себя, как лица с низким статусом, готовые к положению зависимости. Первые и единственные дети более склонны к эмоциональному сопереживанию и сочувствию. А позднее рожденные дети переживают за людей, если они похожи, обладают равным статусом.
Стиль поведения, основные привычки, шаблон реакций складываются и приобретаются в семье. Однако постепенно влияние семьи ослабевает, уступая место влиянию школы, коллектива, сверстников, друзей….
Общаясь с матерью и отцом, ребенок осуществляет интуитивную познавательную деятельность путем подражания, соотношения себя и родителей, сопоставления, сравнения. В результате шаг за шагом развивается сложный процесс соучастия и сопереживания, который позволяет понять нам механизмы душевной жизни других людей. У ребенка в процессе семейного воспитания формируется чувство симпатии. Сочетание таких качеств, как сочувствие, сострадание, сопереживание, самопожертвование, чувство справедливости – вот основа всех моральных чувств, которые закладываются у ребенка в процессе семейного воспитания.
Итак, в семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Проявление этого чувства встречается у тех детей, родители которых сами обладают высокоразвитым чувством сострадания, сопереживания, соучастия. Это такие семьи, в которых механизм доверия, любви, теплоты.
Одна из важнейших задач супружеской пары – воспитание в ребенке подлинных человеческих качеств (понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие). В ребенке необходимо развивать способность понимать мир переживаний другого человека. Именно на этой между всеми членами семьи возникает духовная и эмоциональная общность, в силу которой происходит согласование чувств и поступков, вырабатываются общие представления и взгляды, осуществляются взаимопомощь и взаимоподдержка. Воспитательная функция семьи направлена на формирование и развитие личности ребенка, на его социализацию, на подготовку к более широкому межчеловеческому общению и сотрудничеству в разнообразных коллективах. Для ребенка семья является средством социальной защиты от неблагоприятных условий и обстоятельств. Характер семейного общения, духовная атмосфера накладывают неизгладимый отпечаток на формировании личности ребенка.
В семье, как в капле росы, отражаются все основные социальные характеристики и качества данного общества на том, или ином этапе его исторического развития. Семейное воспитание, особенно в первые годы жизни ребенка, является необходимым для нормального и полноценного психического развития. Необходимо рационально, умело сочетать различные формы и типы воспитательного воздействия на детей, прежде всего учитывая показатели их психического, физического и умственного развития в комплексе.
В нашей стране развита система детских дошкольных учреждений, накоплен определенный опыт воспитания детей в них. Однако даже он не дает нам достаточных оснований для того, чтобы с такой уверенностью прогнозировать полное отмирание воспитательных функций семьи. В воспитании ребенка, в уходе за ним каждая женщина проявляет самоотверженность, постоянно отдавая ему часть своей жизненной энергии. Здоровье ребенка, его нормальное умственное, духовное и физическое развитие - во многом результат усилий всей семьи, и прежде всего женщины. Естественно, в семье происходит становление и формирование человеческой личности со всем разнообразием качеств, свойств, способностей. Но семья не является единственным и решающим фактором в социализации поколений, так как в воспитательном процессе участвует целая система общественных институтов, начиная со школы и кончая вузами, различными курсами….
Итак, в семье происходит усвоение ребенком правил и норм межчеловеческого общения, нравственных понятий и первых знаний об окружающем мире. Социальные моменты воспитания начинаются с рождения ребенка. Во всех обществах мать с грудным младенцем пользуется особыми правами и привилегиями. Родившись, ребёнок сразу попадает в сеть межчеловеческого общения. Само его рождение превращает брак как половой союз мужчины и женщины в семью, которая уже связана кровнородственными связями, - это первая социальная сеть связей, в которую включается ребёнок.
Хотя семейное воспитание имеет и ряд недостатков (психологическая и педагогическая безграмотность родителей, непонимание душевного мира ребёнка, но этот эти недостатки можно преодолеть путем педагогического всеобуча, пропаганда знаний, необходимых родителям.