Элла Вассина
Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Влияние родительских установок на развитие личности ребенка"
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита: Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала.», «Папа велел» и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние родительских установок на развитие личности ребенка“» размещена в разделах
В отличие от сформировавшейся личности ребенок не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые, впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической, защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и, поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Далее будут представлены часто встречающиеся негативные родительские установки, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в тебя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативная установка «Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» Последствие Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотип-ному поведению. Позитивная установка «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
Негативная установка «Горе ты мое!» Последствие Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с роди-телями. Позитивная установка «Счастье мое, радость моя!»
Негативная установка «Плакса-вакса, нытик!» Последствие Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. Позитивная установка «Поплачь,будет легче…»
Негативная установка «Вот дурашка, все готов раздать…» Последствие Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. Позитивная установка «Молодец, что делишься с другими!»
Негативная установка «Не твоего ума дело.» Последствие Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. Позитивная установка «А ты как думаешь?.»
Негативная установка «Одевайся теплее, заболеешь!» Последствие Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. Позитивная установка «Будь здоров, закаляйся!»
Негативная установка «Ты совсем, как твой папа (мама…» Последствие Трудности в отношении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. Позитивная установка «Папа у нас замечательный человек!»
«Мама у нас умница!»
Негативная установка «Ничего не умеешь делать, неумейка!» Последствие Не уверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. Позитивная установка «Попробуй еще, у тебя обязательно получиться!»
Негативная установка «Не кричи так, оглохнешь!» Последствие Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»
Негативная установка «Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»
(девочки о мальчике) Последствие Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. Позитивная установка «Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого».
Негативная установка «Неряха, грязнуля!» Последствие Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, не разборчивость в выборе друзей. Позитивная установка «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
Негативная установка «Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку.» Последствие Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. Позитивная установка
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»