Людмила Яблоновская
Консультация для родителей «Влияние музыки на духовное развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Яблоновская Л. В. ,
«Музыка должна идти от сердца
и быть обращена к сердцу.»
С. В. Рахманинов
Если у вас есть ребенок и вы интересуетесь, с какого возраста можно развивать у него музыкальные способности, то можно с уверенностью сказать, что вы опоздали. У ребёнка, который находится ещё в животе у матери в 5-6 месяцев формируется внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающие сигналы в мозг. Но предполагают, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти клеток.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние музыки на духовное развитие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Доказано, что если отец постоянно разговаривает с ребёнком во время беременности жены, то почти сразу после рождения ребёнок будет узнавать его голос. Многие родители отмечают, что дети распознают музыку и песни, услышанные в период от зачатия до рождения. Что же касается голоса матери, то его роль в развитии ребёнка неоценима. Значит, ещё до рождения малыша, родители могут привить ему вкус к прекрасной мелодичной музыке. Это будет началом его духовного развития.
Интересно, как дети реагируют на разные музыкальные стили : Бетховен и Брамс действуют на них возбуждающе, а Моцарт и Вивальди – успокаивающе.
Рок – музыка заставляет их просто бесноваться. Неестественные децибелы и герцы, к которым привыкли уши подростков, причиняют боль детям, находящимся в чреве матери. Поэтому, они так отчаянно сопротивляются прослушиванию рок-музыки.
Американский дирижёр Борис Брот, на вопрос о том, когда он научился любить музыку, ответил так: «Эта любовь жила во мне ещё до рождения» и доказал это примером. О подобном феномене рассказывали также Рубинштейн и Менухин. Можно предположить, что и Бах и Моцарт, отцы которых были музыкантами, впитали в себя любовь к музыке не с молоком матери, а с музицированием отцов.
Как же привить любовь к музыке детям, родители которых не занимались этим, когда ребёнок ещё не появился на свет? Первым звеном в системе музыкального воспитания и духовного развития ребёнка является слушание музыки.
Как и художественное слово, живопись, музыка должна стать для детей доступным выражением чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Музыка напевного характера, вроде колыбельной, улучшают качество пения: дети начинают петь более напевно, протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение. Слушать такую музыку особенно важно детям с легко возбудимой неустойчивой нервной системой.
Из всех видов искусства, музыка наиболее трудна для понимания. Мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре, или живописи. Лишена она и конкретности, как в литературе. Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная музыка (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса, может быть с инструментальным сопровождением и без него.
Музыкальные произведения для детей должны быть художественными и мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объём детского внимания не велик. Поэтому, для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.
Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни, дети часто начинают сами их петь, причём, передают мелодию неправильно. Это нарушает навык правильной передачи мелодии, который прививается в пении. В таком случае, надо не разрешать детям петь, а предложить им только слушать. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки.
Наиболее доступны для восприятия пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара. Более сложным является слушание контрастных по характеру музыкальных произведений, например: «Полька» С. Рахманинова, «Колыбельная» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Внимание детей фиксируется на характере музыки. Обычно дети говорят: «Музыка весёлая», «Под эту музыку можно танцевать», «Это, как в кино», или «Музыка грустная", «Под эту музыку хорошо спать» и др.
Особое внимание нужно уделить музыке для слушания с детьми 3-4 лет. Она должна быть несложной для восприятия, яркой по характеру. Перед прослушанием, необходимо кратко и понятно настроить детей на произведение.
Дети любят слушать такие пьесы, как «Котик заболел», «Котик выздоровил», А. Гречанинова, «Весело-грустно» Л. Бетховена, «Первый вальс» Д. Кабалевского, «Клоуны» Д. Кабалевского и др. Систематически слушая знакомые произведения, дети хорошо запоминают их, быстро узнают, активно рассказывают о характере музыки и содержании.
Для развития музыкального восприятия используются такие приёмы как чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.
Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно и помогает всестороннему и духовному развитию ребенка.
Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных образных движений). Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях: общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику. У детей развивается непосредственность, способность к самостоятельности, творческая инициатива, выдумка и фантазия.
Приобщать детей к музыке нужно с самого раннего возраста, петь ему колыбельные песни, слушать и смотреть музыкальные сказки, посещать детские концерты и театры.
Необходимо приобрести диски CD и DVD с детским репертуаром:
«Детский альбом», муз. П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева;
Балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,
муз. П. И. Чайковского;
Музыкальные сказки : «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», муз. Э. Грига, «Аленький цветочек», муз. Н. Метнера, «Алиса в стране чудес», муз. В. Высоцкого и Геворгяна;
оперы – «Петя и волк», муз. С. Прокофьева, «Муха-цокотуха», мух. М. Красева, «Страшный пых и Алёнка», муз. М. Красева и многие другие;
«Детские народные» и «Современные песни»; «Песенки-потешки», «Песни из мультфильмов».
При тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей, в индивидуальных беседах и консультациях можно решить важную задачу: воспитание культурного человека с богатым внутренним миром, ценителя музыкального искусства, неравнодушного и творческого человека.
Главное условие – быть с детьми!
Используемая литература:
1. С. Лободина «Как развивать способности ребенка»;
2. Н. А. Метлов «Музыку – детям»;
3. О. П. Радынова «Слушаем музыку».