Екатерина Гордеева
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей»
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитие речи дошкольника
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
В наше время можно заметить существенную закономерность - «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Влияние мелкой моторики на развитие ребенка
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
• внимания;
• мышления;
• зрительной памяти;
• воображения;
• пространственной ориентации;
• связной речи.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Работа по развитию мелкой моторики
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
О том, что надо развивать мелкую моторику, слышал каждый родитель, но далеко не все знают, зачем это нужно. Что дадут ребенку хорошо натренированные ручки и пальчики, вы сейчас узнаете.
Во-первых, «послушные» пальчики позволят малышу быстрее освоить элементарные навыки самообслуживания. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, одеться – всё это не будет вызывать каких-либо трудностей, если мелкая моторика хорошо развита.
Во-вторых, при тренировке ручек и пальчиков улучшаются графические навыки ребенка, кисть укрепляется, готовится к письму и к предстоящим школьным нагрузкам.
В-третьих, тренировка рук и пальцев способствует ускорению мыслительных процессов и раскрытию творческого потенциала.
И, в-четвертых, развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на речь. Тренировка ручек и пальчиков помогает малышу быстрее освоить пассивную и активную речь, расширяет словарный запас.
Дидактические средства развития мелкой моторики
Мелкую моторику рук развивают :
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения с массажным мячом;
- пальчиковый театр;
- массаж ладошек;
- пластилинография;
- игры моталочки;
- ниткография;
- тренажер для вырезания;
- рисование пальчиками, ладонью;
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.
2. Ладушки
3. Разрывание бумаги
4. Перелистывание страниц
5. Бусы
6. Вкладыши-мисочки
7. Крупы
8. Баночки с крупами
9. Рисование на песке
10. Горошина
11. Завинчивание крышек
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
13. Лепка
14. Рисование и раскрашивание
15. Собирание мозаик и пазлов
16. Вырезание
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
Заключение
Таким образом, вследствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.