Елена Назаренко
Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте возникает дислалия. Это зависит от многих факторов: подражание неправильной речи, ограничение речевой среды, укороченная уздечка языка, слабость мышц органов речи, нарушение фонематического слуха и некоторые другие причины.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Публикация «Консультация для родителей: „Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Артикуляционный праксис - это выполнение различных движений артикуляционным аппаратом (т. е. языком, губами, щеками, которые ежедневно выполняет любой человек, произнося звуки и слова на подсознательном уровне.
Речь - это сложная функциональная система, которая сформировалась у человека, как высшая психическая функция. Вся речевая система состоит из взаимосвязанных между собой частей: лексическая, фонематическая, грамматическая и звукопроизносительная стороны речи.
Нормальная речь формируется благодаря правильному речевому дыханию, речевому слуху и звукопроизношению. Для качественно правильной и грамотной речи необходимо развивать все ее стороны. Помимо развития лексики, грамматики и фонематических процессов большое внимание необходимо уделить и правильному формированию звуков.
Для того, чтобы произношение звуков было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции : язык, губы, мягкое нёбо. Все органы речи состоят из мышц, которые можно и нужно тренировать для формирования правильного уклада звуков или в качестве предупреждения появления дислалии в дошкольном возрасте. Поэтому существует артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса упражнений для различных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Они особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития, и дошкольникам, имеющим нарушение произношения звуков. Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также для укрепления мышц органов артикуляции.
Основными задачами артикуляционной гимнастики являются :
- учить детей правильно выполнять движения речевым аппаратом;
- формировать правильное произношение звуков;
- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.
Желательно выполнять упражнения для губ, языка, щек и мягкого неба каждый день по два раза. Каждое упражнение необходимо делать не менее пяти - шести раз. Также, выполняя артикуляционную гимнастику с ребенком, необходимо учитывать его возраст и работоспособность. Ведь не каждый дошкольник сможет первый раз полностью и правильно выполнить весь комплекс упражнений. Детям более младшего возраста на начальных этапах следует в игровой форме предлагать не более двух-трех упражнений один - два раза в день перед утренней зарядкой или перед завтраком.
На занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать различный картинный материал с проговариванием стихов или рифмовок, так как детям будет не только намного интересней заниматься, но и подключится зрительный анализатор, что даст положительный эффект.
Все упражнения артикуляционной гимнастики направлены на развитие органов речи, помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, а также подготавливают базу для чистого звукопроизношения. При выборе упражнений надо соблюдать последовательность, то есть начинать с простых и заканчивать более сложными упражнениями.
Логопеды придерживаются определенных правил, которые дают положительный результат, поэтому необходимо обязательно: каждое движение выполнять перед зеркалом; движения проводить неторопливо, четко, ритмично; чаще сравнивать образец взрослого с действиями ребенка; при выполнении упражнений использовать ладонь своей руки и имитировать движения языка.
Существует определенная схема для отработки каждого упражнения:
а) рассказать ребенку об упражнении с использованием игровых приемов;
б) показ взрослым упражнения;
в) проделать упражнения с детьми перед зеркалом;
г) контроль взрослого за выполнением упражнения, выделение ошибок;
д) выполнение упражнений без зеркала (если возможно).
Выделяют два вида упражнений:
1) статические (удержание артикуляционного уклада);
2) динамические (многократное повторение одного движения).
Существует множество упражнений, у которых есть свои определенные цели. В комплекс упражнений для свистящих звуков входят :
• заборчик (укрепляет мышцы губ);
• слоник (укрепляет мышцы губ, выработка умения вытягивать вперед губы в форме хоботка);
• лопаточка (выработка умения удерживать язык в расслабленном положении);
• кошка (выработка умения высовывать изо рта язык как можно дальше и прятать обратно широкий кончик языка);
• горка (развивает мускулатуру языка, укрепляет кончик языка);
• бантик (развивает мускулатуру языка, укреплять кончик языка);
• перепрыгни через заборчик (укрепляет кончик языка).
В комплекс упражнений для шипящих и сонорных звуков входит :
• качели (укрепление мышц языка - отработка движений языка вверх и вниз);
• лошадка (укрепление мышц языка, выработка подъема языка, растягивание подъязычной уздечки);
• грибок (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки; выработка умения удерживать язык наверху);
• гармошка (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки);
• чашечка (укрепление мускулатуры языка; развитие умения удерживать язык в форме чашечки);
• дятел (укрепление мышц языка, выработка подвижности языка и подготовка к его вибрации);
• мотоцикл (выработка вибрации языка);
• фокус (развивать умение у детей удерживать язык в форме чашечки и дуть по средней линии языка; развивать силу выдоха).
Еще с рождения стоит обратить особое внимание в каком состоянии находится уздечка языка. Важно знать, что подъязычная связка отвечает за его управление, подвижность, а также отвечает за дыхательную, жевательную и речевую функции. Если у ребенка наблюдается короткая уздечка языка, то в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с правильным произношением таких звуков, как [ш], [ж], [ч], [щ], [т], [д], [р], [л]. В норме она расположена вдоль внутренней поверхности языка, начинается от его середины и заканчивается у основания десен нижних резцов.
При постановке звуков крайне необходимо на первом этапе использовать в свей работе комплексы артикуляционных упражнений. И только после можно переходить к постановке звуков, когда мышцы речевого аппарата укрепились и научились принимать правильное положение для постановки того или иного звука.
Каждому ребенку, обычно, подобирается определенный комплекс артикуляционной гимнастики для развития органов речи и постановки определенных звуков. В работе учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Исследования многих ученых подтверждают высокую эффективность и положительное влияние на состояние артикуляционной моторики ребенка. Таким образом, артикуляционная гимнастика положительно влияет на укрепление мышц языка, его подвижность, а также на состояние подъязычной связки. Поэтому стоит уделять артикуляционным упражнениям большое внимание и не забывать о них в своей работе по коррекции звукопроизношения.
В заключение стоит отметить, что не будет лишним выполнять артикуляционную гимнастику дома с родителями или в детском саду с воспитателями для профилактики.
Список литературы:
1. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции / О. А. Новиковская. - М. : АСТ: Полиграфиздат; СПб. : Сова, 2010. - 206, [2] с. : ил.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Самоучитель пологопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. - 4-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 208 с. : ил. - (Популярная логопедия).
4. Уроки логопеда / авт. -сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2011. - 128 с. : ил.
5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М. : Просвещение, 1989, - 239 с. : ил.