Приложение МААМ

Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»

Елена Назаренко
Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте возникает дислалия. Это зависит от многих факторов: подражание неправильной речи, ограничение речевой среды, укороченная уздечка языка, слабость мышц органов речи, нарушение фонематического слуха и некоторые другие причины.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Публикация «Консультация для родителей: „Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Артикуляционный праксис - это выполнение различных движений артикуляционным аппаратом (т. е. языком, губами, щеками, которые ежедневно выполняет любой человек, произнося звуки и слова на подсознательном уровне.

Речь - это сложная функциональная система, которая сформировалась у человека, как высшая психическая функция. Вся речевая система состоит из взаимосвязанных между собой частей: лексическая, фонематическая, грамматическая и звукопроизносительная стороны речи.

Нормальная речь формируется благодаря правильному речевому дыханию, речевому слуху и звукопроизношению. Для качественно правильной и грамотной речи необходимо развивать все ее стороны. Помимо развития лексики, грамматики и фонематических процессов большое внимание необходимо уделить и правильному формированию звуков.

Для того, чтобы произношение звуков было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции : язык, губы, мягкое нёбо. Все органы речи состоят из мышц, которые можно и нужно тренировать для формирования правильного уклада звуков или в качестве предупреждения появления дислалии в дошкольном возрасте. Поэтому существует артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса упражнений для различных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Они особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития, и дошкольникам, имеющим нарушение произношения звуков. Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также для укрепления мышц органов артикуляции.

Основными задачами артикуляционной гимнастики являются :

- учить детей правильно выполнять движения речевым аппаратом;

- формировать правильное произношение звуков;

- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

Желательно выполнять упражнения для губ, языка, щек и мягкого неба каждый день по два раза. Каждое упражнение необходимо делать не менее пяти - шести раз. Также, выполняя артикуляционную гимнастику с ребенком, необходимо учитывать его возраст и работоспособность. Ведь не каждый дошкольник сможет первый раз полностью и правильно выполнить весь комплекс упражнений. Детям более младшего возраста на начальных этапах следует в игровой форме предлагать не более двух-трех упражнений один - два раза в день перед утренней зарядкой или перед завтраком.

На занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать различный картинный материал с проговариванием стихов или рифмовок, так как детям будет не только намного интересней заниматься, но и подключится зрительный анализатор, что даст положительный эффект.

Все упражнения артикуляционной гимнастики направлены на развитие органов речи, помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, а также подготавливают базу для чистого звукопроизношения. При выборе упражнений надо соблюдать последовательность, то есть начинать с простых и заканчивать более сложными упражнениями.

Логопеды придерживаются определенных правил, которые дают положительный результат, поэтому необходимо обязательно: каждое движение выполнять перед зеркалом; движения проводить неторопливо, четко, ритмично; чаще сравнивать образец взрослого с действиями ребенка; при выполнении упражнений использовать ладонь своей руки и имитировать движения языка.

Существует определенная схема для отработки каждого упражнения:

а) рассказать ребенку об упражнении с использованием игровых приемов;

б) показ взрослым упражнения;

в) проделать упражнения с детьми перед зеркалом;

г) контроль взрослого за выполнением упражнения, выделение ошибок;

д) выполнение упражнений без зеркала (если возможно).

Выделяют два вида упражнений:

1) статические (удержание артикуляционного уклада);

2) динамические (многократное повторение одного движения).

Существует множество упражнений, у которых есть свои определенные цели. В комплекс упражнений для свистящих звуков входят :

• заборчик (укрепляет мышцы губ);

• слоник (укрепляет мышцы губ, выработка умения вытягивать вперед губы в форме хоботка);

• лопаточка (выработка умения удерживать язык в расслабленном положении);

• кошка (выработка умения высовывать изо рта язык как можно дальше и прятать обратно широкий кончик языка);

• горка (развивает мускулатуру языка, укрепляет кончик языка);

• бантик (развивает мускулатуру языка, укреплять кончик языка);

• перепрыгни через заборчик (укрепляет кончик языка).

В комплекс упражнений для шипящих и сонорных звуков входит :

• качели (укрепление мышц языка - отработка движений языка вверх и вниз);

• лошадка (укрепление мышц языка, выработка подъема языка, растягивание подъязычной уздечки);

• грибок (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки; выработка умения удерживать язык наверху);

• гармошка (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки);

• чашечка (укрепление мускулатуры языка; развитие умения удерживать язык в форме чашечки);

• дятел (укрепление мышц языка, выработка подвижности языка и подготовка к его вибрации);

• мотоцикл (выработка вибрации языка);

• фокус (развивать умение у детей удерживать язык в форме чашечки и дуть по средней линии языка; развивать силу выдоха).

Еще с рождения стоит обратить особое внимание в каком состоянии находится уздечка языка. Важно знать, что подъязычная связка отвечает за его управление, подвижность, а также отвечает за дыхательную, жевательную и речевую функции. Если у ребенка наблюдается короткая уздечка языка, то в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с правильным произношением таких звуков, как [ш], [ж], [ч], [щ], [т], [д], [р], [л]. В норме она расположена вдоль внутренней поверхности языка, начинается от его середины и заканчивается у основания десен нижних резцов.

При постановке звуков крайне необходимо на первом этапе использовать в свей работе комплексы артикуляционных упражнений. И только после можно переходить к постановке звуков, когда мышцы речевого аппарата укрепились и научились принимать правильное положение для постановки того или иного звука.

Каждому ребенку, обычно, подобирается определенный комплекс артикуляционной гимнастики для развития органов речи и постановки определенных звуков. В работе учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Исследования многих ученых подтверждают высокую эффективность и положительное влияние на состояние артикуляционной моторики ребенка. Таким образом, артикуляционная гимнастика положительно влияет на укрепление мышц языка, его подвижность, а также на состояние подъязычной связки. Поэтому стоит уделять артикуляционным упражнениям большое внимание и не забывать о них в своей работе по коррекции звукопроизношения.

В заключение стоит отметить, что не будет лишним выполнять артикуляционную гимнастику дома с родителями или в детском саду с воспитателями для профилактики.

Список литературы:

1. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции / О. А. Новиковская. - М. : АСТ: Полиграфиздат; СПб. : Сова, 2010. - 206, [2] с. : ил.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3. Самоучитель пологопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. - 4-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 208 с. : ил. - (Популярная логопедия).

4. Уроки логопеда / авт. -сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2011. - 128 с. : ил.

5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М. : Просвещение, 1989, - 239 с. : ил.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» Методическая разработка «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» Ввести ребёнка в мир.

Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов Цель мастер-класса: Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной.

Буклеты с артикуляционной гимнастикой для всех групп звуков для родителей и педагогов Памятка для родителей Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (комплекс 1) артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, лучше.

Влияние совершенствования мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики Уважаемые родители! Задумывались ли вы над тем, почему одни дети произносят звуки правильно, а другие нет? Причины речевых нарушений различны,.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал.

Консультация для воспитателей «Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста» Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста В СанПиН 2.4.4.3172-14 отмечается, что физическое воспитание.

Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики Мелехина Елена Юрьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №29» Пермский.

Памятка для родителей «Методика проведения артикуляционной гимнастики» Методика проведения артикуляционной гимнастики Для начала давайте определимся что такое артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста». Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 января 2016 в 21:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей: «Влияние артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Назаренко (УИ 314734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД