Елена Мелехина
Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
Мелехина Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №29»
Пермский край, пгт. Яйва
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль, за речью окружающих и собственной речью. В результате такой работы к 4 – 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Но иногда процесс развития правильной речи задерживается. Зачастую это происходит из-за недостаточно развитых мышц артикуляционного аппарата (языка, губ). Вот тут нам и помогут артикуляционные упражнения. Целью этих упражнений является выработка правильных движений языка, губ, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но важно, чтобы ребёнок их запомнил. Это вызывает интерес у ребёнка к упражнению и экономит время родителя, так как не надо каждый раз объяснять способ выполнения, а достаточно лишь сказать: «Поиграем в лошадки».
Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила:
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
2. На одном занятии не следует давать более трёх упражнений.
3. К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
4. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
5. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который введёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
6. У ребёнка не всегда сразу может всё хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому упражнению, указав, что когда-то это тоже не получалось.
7. Выполнять все упражнения надо поэтапно, например: улыбнись, приоткрой рот, подними язычок за верхние зубы, а теперь язычок за нижние зубы, вверх – вниз, вверх – вниз. Рот не закрывать.
- А теперь, уважаемые родители, предлагаю вам попробовать вместе со мной выполнить некоторые упражнения, которые вы можете выполнять дома со своими детьми. (Логопед раздаёт родителям зеркала).
Упражнения для язычка и губ.
1 упр. «ЛОПАТКА». Положить широкий язычок на нижнюю губу. Подержать расслабленным 5 – 7 сек., убрать в рот.
2 упр. «ПОДРАЗНИЛИСЬ». «Шлёпать» губами по широкому расслабленному язычку. Язычок при этом не должен дрожать.
3 упр. «КАЧЕЛИ». Открыть рот. Попеременно тянуть язычок то за верхние, то за нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.
4 упр. «ЛОШАДКА». Пощёлкать язычком как будто скачет лошадка. Не торопиться, крепко присасывать язычок к нёбу.
5 упр. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Открыть рот. Облизывать широким язычком верхнюю губу сверху вниз.
6 упр. «ЧАШЕЧКА». Положить на нижнюю губу широкий язычок. Загибать кончик языка и его боковые края так, чтобы получилась «чашечка». Подержать 5 – 7 сек., убрать в рот.
7 упр. «ЧИСТИМ ЗУБКИ». Открыть рот. Выполнять круговые движения язычком по верхним и нижним зубам (4 раза вправо, 4 раза влево).
8 упр. «Улыбка – трубочка». Попеременно то растягивать губы в улыбку, то вытягивать в трубочку.