Эльмира Абдиева
Консультация для родителей в подготовке обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
подготовка к обучению грамоте.
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями.
Публикация «Консультация для родителей в подготовке обучения грамоте» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв, в звучащую речь. Для того чтобы научиться читать и писать, ребё нку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной.
После того как ребёнок научится сливать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения.
Итак начнем.
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:
Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -
ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных
звуков: А О И У Ы Э
Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-
нужно сравнивать звуки по их произношению.
Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.
(например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-
мешают зубы)
ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем
пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует
помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р» -язык, «м»-
губы, «з» -язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.
Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание
на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются
(произнесите слова «кино», «пальто», а при произнесении согласного звука
мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:
ЗВУКИ «Ч», «Щ», «Й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ
ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.
Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это
проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит
ли наше горлышко, или громко песенки поет (чувствуем вибрацию голосовых
связок). ( для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:
«СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук
«з»- горлышко вибрирует).
Для примера, рассмотрим звуковой анализ
слова КАТЯ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству
звуков в слове.
1. мы должны определить последовательность звуков в слове,
интонационно выделить их, и назвать изолированно. («К» «А»
«Т» «Я», одновременно вести указкой под схемой.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или
мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,
согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –
зеленый.
3. произнести слово с ударением (Кааатя) и обозначить ударный
гласный черной фишкой.
В работе это выглядит так:
Катя - .К» «А» «Т» «Я»
1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.
2ой звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой
3ий звук «Т» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой
4ый звук «Я» - гласный, обозначается красной фишкой.
«Катя» – ударный гласный звук «А»- ставим черную фишку.
Вопросы и задания:
1. Какие гласные в слове Катя(«а», «я»)
2. Какой ударный звук? («а»)
3. Произнеси слово с ударением («Кааатя»)
4. Какой мягкий согласный? («ть»)
5. Какой 2ой твердый согласный? («к»)
6. Какой первый согласный звук? («к»
ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)
Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребнок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.
Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот примеры простых игр.
Игра «Кто больше назовт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.). Игра «Кто больше назовт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).
На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребнку их вспомнить.
Через несколько занятий ребнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.