Татьяна Колотнеча
Консультация для родителей «В детский сад как на работу»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы решили отдать своего малыша в детский сад. Для ребенка 2-3-х лет очень важной является ранняя социализация, опыт общения со сверстниками и адаптация в детском коллективе, гармоничное развитие. Эти и многие другие задачи решают опытные педагоги детского сада. Эти рекомендации помогут вам подготовиться к встрече с детским садом.
Что дает ребенку детский сад?
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Дети умеют себя обслуживать. Например, ребенок учится есть все и быстро, сам раздеваться и одеваться. И многое другое.
Публикация «Консультация для родителей „В детский сад как на работу“» размещена в разделах
ДЕНЬ НАСЫЩЕН. Посещение садика, прогулки, игры дома, чтение сказок на ночь, сон. Жизнь упорядочена, занята делами. «Мне скучно, надоели эти игрушки», - этого от ребенка - детсадовца мама не услышит. Малыш, соскучившись за день по своим игрушкам, вечером с удовольствием в них играет. Прогулка на воздухе со сверстниками ребенку намного полезнее и интереснее, чем поход с мамой в магазин, где нужно долго ждать и нельзя ничего трогать руками. Каждый день педагоги предлагают малышу отправиться в мир увлекательных развивающих игр и упражнений. Ваш ребенок буквально на глазах становится умнее, ловче, сообразительнее.
КОЛЛЕКТИВ. Ребенок учится осознавать себя частью коллектива. В коллективе мы учимся учитывать интересы другого, уступать, идти на компромисс, искать общие решения. В будущем это пригодится. Если папа с мамой воспитали в ребенке достаточно высокую самооценку, то никакой коллектив его не сломает.
БОЛЕЗНИ. Ребенок в саду болеет чаще, чем дома. Человек заболевает тогда, когда устает или чем-то недоволен, тогда физические и психические силы его истощаются, и организм оказывается подвержен простудам и ОРЗ. Детский организм ребенка особенно чувствителен к насилию, к непривычным нагрузкам и как протест – повышение температуры, кашель, насморк. Значит, нужен отдых от садика. Малыш устал и хочет побыть дома.
О МАМЕ. Постоянно сидя дома, мама чувствует себя одним целым с ребенком. Садик дает от трех до десяти часов свободного времени. Мама сама режиссирует свой день, поэтому, забирая ребенка из садика, чувствует себя спокойной и отдохнувшей. Она полна сил и любви и легко переключается на малыша. В результате оба в выигрыше.
Как подготовить ребенка к походу в детский сад?
Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада является период, когда он может уже говорить, пользоваться горшком, проситься на него и самостоятельно подносить ложку ко рту. Тренировка этих навыков дома поможет ребенку быть более успешным среди сверстников.
Следующий момент связать с привязанностью к маме. Ребенок, который легко переносит расставание с мамой на несколько часов, оставаясь с другим близким взрослым, гораздо легче привыкнет к воспитателям.
Немаловажным для успешной адаптации становится привычный ребенку режим дня. Поэтому за лето необходимо приблизить основные режимные моменты (подъем, прием пищи, сон) к режиму сада.
Значимым для некоторых детей оказывается меню, принятое в саду. Ряд блюд оказывается просто незнакомыми малышу, и он отказывается их есть. Познакомьте его с разными видами еды заранее.
Психологическая готовность предполагает также знакомство ребенка с тем «миром», куда он должен в скором времени попасть. Поэтому необходимо побольше рассказывать ребенку о тех изменениях в жизни, которые его ждут. Также желательно заранее показать ребенку место и маршрут передвижения в сад (рассчитайте его по времени и транспорту, познакомиться с группой и воспитателями.
Все хорошо, что хорошо начинается.
В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду, период адаптации – тяжелое время. Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети-воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу? От впечатлений первых недель зависит, насколько охотно ребенок в дальнейшем будет посещать детский сад. Больше всего страдают от неожиданной «покинутости» совсем маленькие дети. Но если у родителей есть время и желание, процесс привыкания можно сделать значительно менее болезненным.
Порядок действия должен быть примерно следующим:
1. Договоритесь с воспитателем, что в первые дни мать (отец) проводит с ребенком в детском саду некоторое время, чтобы ребенок познакомился с новым окружением и получше узнал новое важное для него лицо – воспитательницу.
2. Когда ребенок уже знает воспитательницу, родитель начинает оставлять его в группе на все более длительное время одного.
3. Спустя примерно три-четыре недели ребенок уже понимает, что воспитательница – важное для него лицо, стоящее по значимости в одном ряду с родителями.
Родители должны постараться облегчить ребенку процесс привыкания к детскому саду по крайней мере в течение нескольких дней. Дети, которые привыкали к новой жизни постепенно, оказываются менее восприимчивыми к заболеваниям. Не забывайте во всем вопросам советоваться с воспитателями.
В этот непростой для ребенка период адаптации родители должны быть готовы в любой момент прийти ему на помощь. Чтобы при необходимости дать ребенку возможность постепенно привыкать к саду, одному из родителей желательно на несколько дней освободиться от работы. Кому-то из них надо постоянно быть готовым к вызову по телефону, чтобы забрать малыша домой в случае возникновения проблем.
Чрезвычайно важен контакт с воспитателями. Если матери кажется, что ребенок страдает, ей надо выяснить, как он ведет себя, когда она уходит; легко ли его утешить; играет ли он с другими детьми.
Первое время оставляйте ребенка в саду часа на два-три, забирая его до обеда. Потом постепенно увеличивайте этот интервал, проходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, за 2-3 недели можно перейти на обычный режим. Так что, отправляя ребенка первый раз в детский сад, не рассчитывайте, что у вас сразу высвободится много времени. Ребенка надо приучать постепенно. Однако, не растягивайте период адаптации: малыш может привыкнуть к тому, что его забирают раньше других, что он находится в привилегированном положении, и вам будет трудно изменить свою тактику.
Приводите ребенка вовремя - прием детей в сад до 8.15-8.20. Ребенку, пришедшему к середине занятия, очень нелегко включиться в него, к тому же страдают другие дети и воспитатель, проводящий занятие. Приводить ребенка необходимо с тем расчетом, чтобы успеть его спокойно переодеть, дать свои пожелания и попрощаться.
Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Даже случайно оброненная фраза (к примеру, «Будешь баловаться, оставлю тебя в детском саду!» или «Вот отдам тебя в детский сад – узнаешь, где раки зимуют!») может поселить в душе ребенка страх. Нужно создавать положительный образ детского сада, чтобы он стал привлекательным для малыша, а не наказанием. В этом смысле лучше говорить так: «Будешь себя плохо вести, НЕ пойдешь в детский сад!».
Вместе с тем, отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему там райской жизни. У детей гораздо богаче воображение, чем у взрослых, и легко возникают идеализированные образы, далекие от реальности. При их наличии и столкновении даже с совсем не плохой действительностью у ребенка может развиться негативная реакция на детский сад: он просто не оправдает его надежд. Так что будьте честны с малышом, расскажите о том, что ему может быть там интересно и что от него требуется (слушать воспитательницу, соблюдать распорядок вместе со всеми, быть аккуратным).
Не забудьте подготовить в отдельном пакете запасную одежду (колготки, трусики, майку, кофточку, штанишки, чтобы ребенок мог переодеться, если случиться конфуз или другая неприятность. Запрещается по санитарным нормам давать ребенку с собой в сад еду, лекарства.
Кроха будет чувствовать себя комфортнее, если вы дадите ему с собой небольшую игрушку - мягкую (с коротким ворсом) или резиновую, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Какие-то игрушки (по согласованию с воспитателем) можно принести и оставить, «поселить» в группе.
Не избегайте ежедневного общения с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии вашего ребенка, о том, как он себя ведет среди сверстников. Не забудьте предупредить педагогов, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия на лекарства. Проявляйте доброжелательную заинтересованность к учебным занятиям и успехам малыша, не забывайте хвалить и поощрять ребенка.
По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, что не очень, чем дети занимались в саду, что узнали нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе, но дело не в количестве часов, которые вы ему посвящаете, а в качестве ваших взаимоотношений. А они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
Проблемы первых дней.
Одна из самых распространенных проблем при посещении ребенком детского сада – утренний плач при расставании с родителями. Практически ни один родитель не обходится без подобного «концерта». Здесь надо быть последовательным и уверенным в том, что вы делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо и лучше для всех (мама нужно сходить в магазин, в аптеку, на работу, что скоро он успокоится, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Необходимым для вас условием является отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие внутренние колебания, ребенок их «уловит» и уйти будет еще труднее. Не затягивайте расставание, дразня малыша своим присутствием. Когда вы уходите из детского сада под вопли собственного ребенка, не считайте себя чудовищем. В подавляющем большинстве случаев это его реакция на частичную потерю власти над вами. И, как правило, уже через несколько минут после вашего исчезновения он включается в игру.
Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть 2-х и 3-х летки, которым начало детсадовской жизни дается очень легко. Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед лицом новой группы. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается, так что родители, заглянув через пять минут в окно, видят, как их малыш мирно играет в уголке с игрушками. Для многих родителей оказывается удивительным, что оставив малыша утром ревущим, они находят его через несколько часов радостным и довольным и даже не желающим уходить из группы. А не следующее утро все опять повторяется. Важно не поддаваться на провокации со стороны ребенка и дать ему понять, что как бы там ни было, а сюда ходить ему придется каждый день как на работу. Дома попытайтесь выяснить, что именно вызывает его столь бурную реакцию. И если он называет какие-то конкретные причины, попробуйте устранить их вместе с воспитателем, привлекая его в союзники.
Одним из способов преодоления проблемы расставания может стать создание «ритуала прощания». Договоритесь заранее, что вы ему помашете рукой в окошко или пошлете воздушный поцелуй (или два) или покажете, подтянувшись и вздернув нос, каким молодцом он сегодня будет, а он пусть повторит ваш жест или позу, удаляясь, помашет вам рукой или оглянется 3 раза, пока вы находитесь в пределах видимости. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. И, конечно же, не забудьте похвалить его в те дни, когда расставание начнет происходить спокойно.
Для преодоления проблем расставания советуем придерживаться следующих правил:
1. Сдержите слезы, даже если хочется плакать, иначе ребенок подумает: «Наверное, это ужасное место, раз даже мама плачет».
2. Не уходите украдкой. Ребенок может подумать, будто вы коварно обманули его доверие.
3. Не уходите в раздражении («Не валяй дурака!»). В таком случае маленькие дети думают: «Теперь мама рассердилась и вообще не заберет меня домой». Лучше всего не затягивать печальный момент расставания, а быстро попрощаться с ободряющей улыбкой и уйти, даже если кажется, что ребенок вот-вот заплачет (он может и передумать).
4. Еще один совет: если детсадовский новичок не отпускает мать и спустя несколько дней, пусть его отводят в детский сад отец, бабушка или тетя. В таких случаях расставание часто бывает значительно менее болезненным.
5. Конечно, случается, что спустя несколько дней дети вообще отказываются идти в детский сад. В таком случае не следует сразу же уступать, иначе отпрыск подумает: «Видно детский сад не такое уж важное дело». Кроме того, если ребенок появляется в детском саду лишь эпизодически, ему гораздо труднее приспособиться к новой жизни.
6. Если же никакие уловки, никакое упорство не помогают и ребенок даже по прошествии трех-четырех недель выглядит несчастным, плачет и не хочет идти, следует вернуться к теме «детский сад» еще раз, попозже. Есть трехлетки, которые просто не созрели для детского сада. Их родителям надо серьезно подумать, не стоит ли все-таки еще на некоторое время оставить ребенка дома. Новая попытка спустя несколько месяцев чаще всего бывает удачной.
Однако такие трудности возникают лишь в исключительных случаях. Как правило, через несколько недель почти все дети свыкаются с новой обстановкой. И по прошествии времени родители приходят к оптимистическим выводам: путешествие ребенка в незнакомую страну оправдало себя, оно расширило его горизонты и подарило ему новых друзей.
Что делать, если…
Если ребенок заболел или вы по семейным обстоятельствам не может посетить в текущий день детский сад, вам необходимо предупредить своих воспитателей, медсестру или администрацию сада, позвонив утром по телефону. Если вы пропустили больше 5-ти дней (рабочих) по болезни или иным причинам, то на следующий день необходимо принести справку о состоянии здоровья от врача. Если ваш ребенок заболел в детском саду, то его обязательно осмотрит мед. сестра и врач, окажут необходимую первую помощь, а вам обязательно сообщат по вашим контактным телефонам. Поэтому обязательно оставьте воспитателям контактные телефоны всех взрослых, общающихся с ребенком (мама, папа, бабушка, няня).
Если вы столкнулись с проблемой агрессивности в детском саду, это неприятно, причем и тогда, когда вашего ребенка кто-то ударил и когда вас ставят перед фактом, что кто-то пострадал по вине вашего чада. В первом случае следует разобраться, поговорите с воспитателем, произошло ли это нечаянно или намеренно. Пожалейте ребенка, подбодрите, посоветуйте, как защищать себя, давать сдачи обидчику, не вступать в конфликт. Если же вам систематически жалуются на вашего ребенка, прежде чем ругать или наказывать, выясните, что случилось, чем вызваны его выпады. Подумайте, что можете изменить вы сами в ваших отношениях. Довольно часто драчливым, задиристым детям не хватает материнской теплоты и внимания или они таким способом реагирую на дискомфорт и конфликтность в семье.
Если адаптация ребенка протекает не гладко, вы сами сильно тревожитесь за вашего малыша, в детском саду есть специалисты, которые вам помогут – мед. сестра, врач, педагог-психолог. Не стесняйтесь обратиться за помощью или вопросом к специалистам.
Если вашему ребенку не удалось адаптироваться к детскому коллективу, к режиму сада по прошествии нескольких недель, месяцев, не огорчайтесь, это случается. Возможно, вам не надо твердо настаивать, а нужно сделать перерыв на несколько месяцев и опять начать все сначала.