Лариса Горбунова
Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Начало развитию мышления, а также речи ребенка дает рука. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Мария Монтессори – детский психолог разработала программу развития мелкой моторики рук. Так как тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными процессами. Российский физиологов. В. М. Вехтерев, в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь. Павлов И. П. большое значение придавал тактильным ощущениям, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а речь совершенствуется посредством тренировки пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки….» Она пришла к заключению, что формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли. Именно в дошкольном возрасте необходимо особое внимание уделять таким видам деятельности как пальчиковые игры, лепка из глины, пластилина, теста, рисование, игры с песком, дидактические игры, аппликационное творчество, игры с предметами домашнего обихода, ручной труд, графические упражнения.
Публикация «Консультация для родителей „Ум на кончиках пальцев“» размещена в разделах
Пальчиковые игры необходимо строить таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Продолжительность пальчиковых игр и упражнений зависит от возраста детей: младший возраст от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте 10-15 минут в день. В 3–4 года важно, чтобы ребенок научился выполнять движения, необходимые по сюжету игры, пальчиками обеих рук. Для этого стихотворение повторяем дважды. В 4–5 лет в игры включаем более сложные движения. Кроме того, в них дети постепенно усваивают названия пальчики.
Лепка из пластилина, глины, теста - это в первую очередь благотворная почва для детских фантазий, прекрасный мир, полный красивых идей. Работая пальчиками и создавая своих героев, малыши развивают мелкую моторику рук, которая самым положительным образом влияет на развитие их речи. С детьми младшего возраста лепим из глины и теста колбаски, колечки, шарики. С детьми среднего возраста лепим из пластилина животных, предметы быта (тарелочки, кружечки, ложечку). Дети уже учатся оттягивать из основной формы части (уши у зайца, клюв у птицы, сглаживают поверхность формы (чашки, тарелки, присоединяют части, прижимают и примазывают их (ручка к чашке, загибают края расплющенной формы (мисочка, тарелочка). С детьми старшего возраста используем пластилин, глину, тесто в различных видах лепки:
- размазываем пластилин по картону, по крышке из под майонезной банки и втыкаем в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).
- наносим трафаретом рисунок на картон, катаем шарики одного размера и выкладываем из них рисунок;
- оклеиваем пластилином стеклянную бутылку и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
- лепим персонажей сказки, прочитанной на кануне, используем их для драматизации.
- лепим геометрические фигуры, буквы, цифры.
- лепим игрушки, украшая их налепами, углубленным рельефом, Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекаем их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки раскрашиваем красками.
Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, фломастер, кисть, мелки тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова, движения его руки становятся более точными, координированными. С младшими
дошкольниками рисуем фломастерами, гуашью. На первоначальном этапе ребенок только учится удерживать кисточку, фломастер, поэтому на бумаге получаются «каляки-маляки». Затем, рисуя различные фигуры: линии (прямые и волнистые, круги, овалы, квадраты и треугольники, прошу малыша помочь раскрасить, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной мной фигурки своим фломастером или кисточкой. Когда движения руки станут, более скоординированными детям предлагаю рисовать пальчиками. Рисуем одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно : каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы. Пальчиками рисуем морозные узоры, а ладошками – цветы. Тактильные ощущения, получаемые в этот момент создают положительный эмоциональный настрой, который вызывает у ребенка стремление возвращаться к этому виду деятельности снова и снова. Со средними дошкольниками при рисовании используем акварельные краски, цветные карандаши, отказываемся от фломастеров так как они не отрабатывают силу нажима, которая так необходима для подготовки руки к письму. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом у них развивается мелкая мускулатура руки. В работе используем книжки-раскраски, обводку плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовка второй половины рисунка, рисование по образцу не отрывая руки от бумаги. Со старшими дошкольниками используем различные виды рисования: монотипию, набрызги, кляксографию, тампонирование. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов сначала простым карандашом, затем цветными.
Игры с песком – одна из форм естественной активизации ребенка, они эффективно развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию тактильных ощущений, координируют движения пальцев рук, развивают конструктивные способности. С младшими дошкольниками учимся насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера, просеивать через ситечко, ищем спрятанную игрушку. Старшие дошкольники в соответствии с имеющимся опытом изображают зоопарк, домашних животных, лес и т. д., сами отбирают необходимые материалы и моделирует пространство, разыгрывают в песочнице конкретные жизненные ситуации, проигрывают знакомую сказку.
Дидактические игры способствуют развития зрительно-пространственной ориентировке, а это в свою очередь делает движение руки ребенка более точными, упорядоченными координированными. Они требуют от детей усидчивости, терпения, развивают навыки выполнения действий по заданному образцу. В каждом возрасте свои дидактические игры. Для малышей необходимо использовать пирамидки из колец (от 1 до 6, башенки, матрешки 2-4 местные, кубы – вкладыши 2-3 местные, мозаику геометрическую крупную, набор кирпичиков окрашенный в основные цвета. В средне возрасте используем пирамидки из колец (от 6 до 12, матрешки 3-4 местные, мозаику геометрическую плоскостная, строительный материал № 1, детское домино с картинками, кубики с картинками (из 4-6 кубиков) В старшем возрасте используем конструктор металлический № 1,2, конструктор Поликарпова, разнообразные мозаики, шашки, домино, паззлы, счетные палочки, игры в соответствии с рекомендациями Б. П. Никитина «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Сложи квадрат», «Узелки», подобрала игры со счетными палочками.
Аппликационное творчество несет в себе большой потенциал развитию руки. Работа с ножницами заставляет мышцы рук двигаться в направлении, которое задает шаблон, а это в свою очередь способствует сильному мышечному напряжению всей руки. Плавными, направленными движения становятся в ходе продолжительной работы ребенка с ножницами. Младшим дошкольниками предлагаем рвать руками бумагу и наклеивать на чистый листок, помогаем при этом придать какую-либо форму, получается осмысленный коллаж. В работе с детьми среднего возраста используем ножницы, обязательно с закругленными концами. Для начала вырезаем геометрические формы и клеящим карандашом, закрепляем их на листе бумаги. В дальнейшем геометрические формы располагаем на полосе, круге, квадрате чередуя их по цвету, форме, величине. Дети старшего возраста складывают бумагу вдвое и гармошкой и вырезают различные симметричные формы. Для создания выразительности образа дети сочетают способ обрывания и вырезания.
Графические упражнения. Самым главным и нужным для подготовки руки к письму является работа карандашом в прописях. В рамках индивидуальной работы и как часть занятия использую индивидуальные тетради: «Подготовка к письму» Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В., «Графические диктанты» Д. Б. Эльконина. На этом этапе диктанты становятся более сложными, ступенчатыми. Дети не тратят много времени на осознание задания, это говорит о формирующейся моторной памяти. Эти упражнения готовят ребенка к школе, служат широким спектром развития графических навыков. Штриховка является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки, этим видом рисования мы с детьми занимались в свободной деятельности. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование движений мелкой моторики рук. Для штриховки используем простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки. Штрихуем вначале короткими и частыми штрихами, затем методом центрической штриховки, и только на последнем этапе штриховка длинными параллельными отрезками. Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Игра "От дома к дому" (соединить между собой домики одного цвета и формы). Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами "От домика к домику".Игра "Всевозможные лабиринты", детям рисую лабиринты, они "проходят» по ним карандашом. Обведение и штриховка вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития рук. Каждую фигурку штрихуем под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий, штрихуем сеткой. Во всех случаях использую образцы.
Ручной труд, Прекрасные способы развивать мелкую моторику детей младшего возраста: застегивать и расстегивать липучки, кнопки, молнии, пуговицы. Пуговицы использовала большие и круглые, чтобы свободно проходили в петлю, молнии пластмассовые с большими замками, шнурки с крепкими кончиками, пластмассовыми или металлическими. Игры – шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);способствуют развитию речи, развивают творческие способности, в них развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. В младшем возрасте эти игры использую, чтобы научить детей вдевать шнурок в дырочку в хаотичном расположении, в среднем учимся последовательно шнуровать яблоки к яблоне, игрушки к елке, со старшими детьми используем шнуровку с деревянной иголкой, дети вышивают узор одновременно учатся держать иголку. В среднем возрасте на занятиях и в индивидуальной работе нанизываем бусинки, пуговицы, рожки, макароны, большие и маленькие, или круглые и квадратные, соблюдал определенную последовательность. С детьми старшего возраста бусы делаем сами, разрезаем прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручиваем в виде бусины, конец ее закрепляем при помощи клея. Готовые бусины нанизываем на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости. Любимое занятие детей, плетения ковриков из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках. В сюжетно ролевых играх дети упражняются в завязывании бантиков куклам, делаем узлы на ленте, играя в пиратов вяжут "морские узлы" на веревке. С удовольствием дети шьют иголкой. Первый шов это "вперед иголку", переходим к швам "за иголку" и "строчке". Все виды швов сначала проделываем в воздухе, т. е. имитируют соответствующее действие руки, а затем действуем и иголкой с ниткой. Очень трудно детям научиться завязывать узелок на нитке в этом нам помогает скатывание бусинок из бумаги.
Достоинством игр с предметами домашнего обихода, для развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. Эти игры способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс. Многие новоприобретенные детьми навыки не облегчат жизнь родителям, но зато родители смогут гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.