МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей «Мир на кончиках пальцев»

Янина Андреева
Мастер-класс для родителей «Мир на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

повышение компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики и игр на развитие крупной и мелкой моторики, ознакомление родителей с вариативными формами в работе с детьми.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования сенсомоторики в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Мир на кончиках пальцев“» размещена в разделах

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Ход мероприятия:

1. Приветствие родителей. Объявление темы.

- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я приглашаю Вас стать активными участниками мастер – класса на тему «Мир на кончиках пальцев»

2. Актуальность темы

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Сегодня мы поговорим с вами о сенсомоторном развитии. — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны: -

-Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

–Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

– Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

– Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

. Ребнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия. –

Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста.

А так как все мы были когда-то детьми, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как дети должны усваивать сенсорные знания. –

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну «Сенсорику!»

Сейчас вас попрошу разделиться на группы по цветам. Сесть за стол так, чтобы ленточка на стуле и в руке совпадала.

1. Развитие зрительного восприятия.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего.

«Цветные игры». Цель: показать участникам мастер – класса возможные варианты игр, направленных на знакомство дошкольников с цветом предмета.

-. Участникам мастер – класса предлагается дополнить недостающие детали на предметах с помощью цветных скрепок и прищепок. (солнышку – лучи, цветку – лепестки, туче – дождик и т. д.)

Участники мастер – класса выполняют предложенное задание, демонстрируют что у них получилось.

-Игра «Разноцветные флажки» (закрепление знаний о цвете, развитие внимания, реакции). Все участники мастер –класса приглашаются в круг. У мастера в руках 4 флажка. При поднятии красного флажка все участники должны присесть, желтого – попрыгать, зеленого – пошагать на месте, синего – побежать по кругу друг за другом

2. Форма. Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. ---Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат геометрические фигуры. Участник опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее.

-Игра «Построй фигуру». Мастер предлагает всем выйти в центр зала и построиться в виде фигуры, которую он называет и демонстрирует

3. Величина Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т. д. Вам предлагается построиться в шеренгу: 1 столу — по длине волос от самых коротких до самых длинных; 2 столу по росту; 3 столу по длине юбок.

4. Целостный образ предмета Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов; Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет с любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов. В раннем возрасте детей учат, прежде всего, узнаванию и различению предметов.

- Игра «Передай рисунок» Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально

.5. Развитие слухового восприятия Слух — это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.

-Игра определи на слух (прослушивание аудиозаписи «Ферма», после чего задается вопрос «Какие звуки вы услышали?»;

6. Развитие осязания К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Игра «Определи на ощупь»

7. Развитие обоняния и вкуса Обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

- Игра «Угадай на вкус» Участникам предлагается 4 баночки (сахар, соль, лимонная кислота, порошок горчицы). Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Задание 1: «Угадай какой вкус?» : найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

8. Под моторикой понимают совокупность движений человека. Она подразделяется на крупную и мелкую. Правильное развитие моторики ведет к лучшему усвоению и познанию окружающего мира. А, следовательно, верному и полноценному развитию детей, которое ведет к успешной жизни в будущем.

Наша жизнь состоит из различных действий. Весь процесс развития и познания ребенка выражается движением. С самого рождения малышу нужно многому научиться и узнать, поэтому дети очень активны. Познание окружающего мира для наилучшего и правильного развития ребенка происходит при помощи двигательной активности

Развитие моторики процесс долгий и нелегкий. Ее совершенствование помогает ребенку лучше знакомится и познавать мир. Для развития используют различные простые упражнения, которые не только развивают и улучшают детскую моторику, но и расслабляют многие мышцы организма. Разнообразные движения малыша в своем сочетании предопределяет правильное развитие мышления, речи, вычисления, чтения. При совершенствовании мелкой моторики улучшается логика, сообразительность. Развить мелкую моторику помогают игры, в которых принимают участие руки. Например, это могут быть конструкторы, пальчиковое рисование и др. Отсюда следует, что развитие моторики необходимо для гармоничного и верного развития ребенка. Родители должны уделять своим детям много внимания и заниматься с ними. Необходимо расширять их кругозор, показывать окружающий мир, развивать таланты и способности ребенка. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что становление крупной и мелкой моторики очень важно для полноценного существования и изучения окружающего мира ребенка.

А сейчас, я попрошу Вас побыть в роли детей и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом (руки поднять над головой, пальцы соединить под углом)

Чтоб окошко было в нём (делаем перед собой окошко)

Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом, чтоб сосна росла (руки поднять перед собой)

Чтоб вокруг забор стоял (ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены и напряжены).

Пес ворота охранял (ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти).

Чтоб на травке жил жучок (пальцы правой руки «бегут» по левому предплечью)

Быстро бегал паучок (пальцы левой руки «бегут» по правому предплечью)

Солнце было (Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).

Дождь шел

Чтоб тюльпан в саду расцвёл (ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основание кистей прижаты друг к другу).

Чтоб флажок на доме был (расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони)

А за домом ёжик жил (поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что проведенная работа принесла свои плоды. Сейчас мои воспитанники без затруднений называют основные цвета и их оттенки, знают многие геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов. Безусловно, в воспитание сенсорной культуры на большой вклад внесли и родители, заинтересовавшиеся этой проблемой после проведения подобного мастер – класса с ними.

Результаты, радуют, но есть к чему стремиться: на новой возрастной ступени необходимо продолжить работу по развитию сенсомоторных навыков. Маленький ребенок подрастает, в окружающем мире его начинают интересовать все новые и новые предметы и явления. Наша задача помочь ему!

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Так утверждали и доказывали это на основе многочисленных экспериментов известные педагоги. Исследования современных физиологов показывают,.

Фотоотчет «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Фотоотчет «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Ученые установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Консультация для педагогов «Ум на кончиках пальцев» С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой.

Консультация для родителей «Речь на кончиках пальцев» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря,.

Консультация для родителей «Способности на кончиках пальцев» Способности на кончиках пальцев Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев. Роль развития мелкой моторики» Уже много лет назад рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской.

Мастер-класс для родителей «Ум на кончиках пальцев» Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать.

Мастер-класс «Ум на кончиках пальцев» Мастер- класс «Ум на кончиках пальцев» Добрый день уважаемые родители, я очень рада, что вы нашли такую возможность и пришли к нам на встречу.

Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцевСенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев Многие знают, что развивать мелкую моторику очень важно для становления детской речи. Существует много всяких занятий, упражнений и игр.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев» Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Мир на кончиках пальцев»
Опубликовано: 12 июля 2019 в 19:19
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Мир на кончиках пальцев»» (включая файлы) размещена пользователем Янина Андреева (УИ 9880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД