Ольга Писарева
Консультация для родителей «Зачем учить детей отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Знаете ли вы, что большинство детей дошкольного возраста не умеют отгадывать загадки? Психологи утверждают, что дошкольники не понимают даже самого задания «отгадай». Исследователь Илларионова Ю. Г. утверждает, что дети воспринимают загадку как стихотворение, которое нужно выучить вместе с отгадкой. Если же не знать отгадки, то и нет шансов отгадать. Такое представление о загадке сохраняется до начала школьного обучения, если взрослые не научат отгадывать.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем учить детей отгадывать загадки“» размещена в разделах
Излишне говорить, что отгадывание загадок очень полезно. Благодаря этому занятию развивается мышление, способность к рассуждению, появляется самая востребованная в школе форма речи речь-доказательство.
Научить отгадывать загадки не просто. Если понять что загадка это, собственно, описание предмета, то, становится очевидно, что сначала надо научить ребенка находить предмет по описанию. Поиграйте с детьми в такую «угадайку». Вы говорите сыну или дочке примерно следующее: «Это стоит у нас на кухне, у него есть ручка и носик, мы кипятим в нем воду для чая». Конечно, ответ очевиден, но, поверьте, ребенка обрадует то, что он так легко отгадал вашу загадку. А Вы постепенно будете усложнять описания, только помните, для того чтобы дошкольник получал удовольствие от такого занятия, ему нужен успех.
Далее можно перейти к народным и литературным загадкам, ведь ребенок уже понимает, что значит отгадывать. Необходимо учитывать, что загадки бывают описательные и метафорические. Например, «Два кольца, два конца, а по середине – гвоздик» – описательная, а «Висит груша, нельзя скушать» – метафорическая. Даже если вы забыли, что такое метафора, ясно: загаданный предмет заменяется похожим по какому-то признаку. Метафорические загадки можно загадывать только старшим дошкольникам, они уже могут сравнивать, а малышам – описательные: «Мохнатенька, усатенька, молочко пьет, песенки поет», «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку», «На заборе сидит, ку-ка-реку кричит» и т. п.
К метафорическим загадкам надо подходить постепенно. Главное, чтобы ребенок понял, что в тексте загадки нет отгадки, то есть если говорится: «Ходит по двору будильник», то это точно не будильник, а чем-то похожий на него объект.
Современные дети не очень любят сложности в получении информации. Современный школьник, услышав загадку, тут же «забьет» ее в смартфон и получит ответ, поэтому дошкольный возраст уникальный период для того, чтобы научить ребенка думать самостоятельно. Поддержите его усилия словами «Давай подумаем!». Например, Вы загадали : «Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет». Дошкольник сгоряча выкрикивает: «Хвост!» Предложите послушать еще раз, разберите текст, выделите голосом слова «в дом войдет», спросите, что нужно сделать, прежде чем войти в дом и т. д.
Итак, учите детей отгадывать загадки! Это традиционный для народной педагогики способ ознакомления с окружающим миром, развития ума, речи, внимания.