Ульяна Помогаева
Консультация для родителей «Учимся пересказывать» (развиваем связную речь)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи происходит постепенно, при повседневном общении малыша со взрослыми и другими детьми, а также во время специально организованных речевых игр.
Обучение проходит в несколько этапов:
- обогащение словаря;
- активизация речевой активности малыша;
- рассматривание картинок;
- выслушивание рассказа взрослого;
- ответы на вопросы.
При этом, конечно, нельзя забывать и о формировании грамматических и звукопроизносительных навыков.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся пересказывать“ (развиваем связную речь)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Вот самые известные и эффективные виды игровых занятий для развития и совершенствования связной речи:
- пересказ литературных произведений;
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы;
- создание разных видов творческих рассказов;
- освоение разных видов творческих рассказов;
- освоение новых, более сложных жанров (рассуждение, повествование);
- сочинение рассказа по картине или серии сюжетных картинок).
С 4 лет ребенка можно обучать пересказывать, а затем составлять первые описательные рассказы – сначала по вопросам, а затем самостоятельно.
У старших дошкольников значительно возрастает речевая и мыслительная активность. Поэтому ребенок 6-7 лет уже способен самостоятельно или с помощью взрослого составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец истории.
Взрослый должен помогать малышу связно рассказывать об увиденном или услышанном, выражать словами чувства и мысли, рассказывать последовательно, не отвлекаясь от темы, не торопясь.
Очень важно поддержать ребенка, подсказывать ему нужные слова, если он будет испытывать затруднение, но не рассказывать ЗА НЕГО.
Помните: малыш научится говорить живо и выразительно, если будет получать удовольствие от собственной речи и ощущать вашу поддержку.
Взрослому следует стимулировать ребенка отвечать не одним словом, а распространенным предложением, повторяя словосочетания, услышанные в самом вопросе.
Рассмотрим на примере рассказа Л. Толстого.
Деду было скучно дома. Пришла внучка, спела песню.
Вопросы:
- Кто был дома?
- Какое настроение было у деда?
- Кто пришел к деду?
- Что сделала внучка?
На вопрос: «Кто был дома?» - следует ответить: «Дед был дома», а не просто: «Дед».
Помните: от ребенка не требуется дословный пересказ только что прослушанной истории.
Запомнить небольшой по объему текст малышу несложно.
Важно научить его самостоятельно пересказывать знакомый текст, сначала опираясь на иллюстрацию и вопросы, а затем уже и самостоятельно.