Елена Фролова
Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Фролова
Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени
Елена Фролова
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. За дача взрослых – помочь ему в этом. Способность к общению включает в себя:
Публикация «Консультация для родителей „Учим ребенка общаться“» размещена в разделах
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»).
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»)
От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно – манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми.
Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитием речи ребенка. Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать :
- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- признание права на индивидуальность. В том числе независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
В возрасте 3 – 7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.
Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра. Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье. Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на конфликт.
Принципы общения с агрессивным ребенком :
- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка : он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства; - помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности; - дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку. Помахать игрушечной саблей. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась; - показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»; - пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Как стоить взаимоотношения с конфликтными детьми:
- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего – либо под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей; – не стремитесь прекратить ссору, обвинить другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться. – после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка. Попытайтесь найти иные возможности и способы выхода из конфликтной ситуации; - не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения; - не всегда следует вмешиваться в ссоры детей; - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного; - не перехваливайте ребенка, но не забывайте поощрить его. Помните, что похвала так же, как наказание, должна быть соизмерима с поступком; - поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний но также покажите, что другие могут быть в чем – то лучше его; - не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого; - показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела; - не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Советы родителям замкнутых детей :
Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает. Как общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.