Валерия Фоменко
Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
РОДИТЕЛЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА СЧАСТЛИВЫМ, УЛЫБАЮЩИМИСЯ, УМЕЮЩИМИ ОБЩАТЬСЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ. НО НЕ ВСЕГДА РЕБЕНКУ САМОМУ УДАЕТСЯ РАЗОБРАТЬСЯ В СЛОЖНОМ МИРЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМ И ВЗРОСЛЫМИ. ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ - ПОМОЧЬ ЕМУ В ЭТОМ.
СПОСОБНОСТЬ К ОБЩЕНИЮ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
Публикация «Консультация для родителей „Учим ребенка общаться“» размещена в разделах
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопережи-вать, умение решать конфликтные ситуации.
3.3нание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятель-ности, новых впечатлениях и в общении.
Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека, «Зоопарк» (подражание зверям).
Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиоло-гические, соматические, наслед-ственные, а также неблагополуч-ные отношения в семье.
Важным компонентом благопо-луч
ного развития ребенка яв-
ляется формирование его адек-ватной самооценки.
Качества
адекватной самооценки - актив-носТЬ, находчивость, чувство
юмора, общительность, желание идти на контакт.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМО-ОЦЕНКИ:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.
- поощряйте в ребенке инициативу.
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
- показывайте своим примером адекватность отношения к успе-хам и неудачам.
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
ИГРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫЯВИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА «ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ :
- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка : он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать ав-торитет, используя для этого не самые лучшие средства;
- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса
- самые неэффективные способы
преодоления
агрессивности;
- дайте ребенку возмож-ность выплеснуть
СВОЮ
агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить по-душку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вы-зывает злость.
• показывайте ребенку пример миролюбивого по-ведения.
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его.
ИГРЫ НА ВЫПЛЕСК АГРЕССИВНОСТИ
«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты.
Медленно он начинает брыкаться,
касаясь пола всей ногой.
Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Застенчивость
Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем пове-дении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрес-сИИ.
Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».
Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»;
«Магазин игрушек», «Сборщики»
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТЫХ ДЕТЕЙ :
Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не
знает, как общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказы-вайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно обща-ющегося человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок стано-вится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квали-фицированной помощью.