Харькова Елена
Консультация для родителей «Учим цвета просто и весело»
▼ Скачать + Заказать документы
"Учим цвета просто и весело"
Харькова Елена Михайловна, воспитатель
МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов.
Цвета окружают человека на протяжении всей его жизни и оказывают на него сильное влияние с самых первых дней его существования. Именно цвет наполняет этот мир красотой, богатством и разнообразием.
Публикация «Консультация для родителей „Учим цвета просто и весело“» размещена в разделах
Развитие чувства цвета, умения выделять, называть основные цвета, умения классифицировать их по различным признакам играет существенную роль в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Начинать заниматься следует с красного цвета, затем идет желтый, зеленый и синий. Не начинайте изучать новый цвет, пока малыш не запомнит предыдущий, далее должны следовать оранжевый, фиолетовый, черный и белый, а уже затем все остальные оттенки. Не торопите ребенка и обязательно подскажите ему, если он совершил ошибку. Вводите в игру другие цвета постепенно.
Как начать обучение? Рассмотрим на одном примере.
Объявите малышу, что сегодня день красного цвета. Повесьте красный шарик на видном месте или расклейте везде красные стикеры. В течение дня изучайте лишь красный цвет; лучше всего проводить обучение с помощью рисования. Это занятие нравится детям, и не будет для них навязчивым; предложите малышу: «Давай возьмем красные краски (карандаш, мелок, фломастер и т. п.) и нарисуем красный домик. Я нарисую стены и окно, а ты крышу. Давай ты раскрасишь крышу красным цветом, а я сам домик. Каким цветом ты красишь крышу? Правильно. Красным! А я каким цветом сделаю стены? Верно, тоже красным. Посмотри, какой замечательный красный домик у нас получился!»; после того, как рисунок будет готов, повесьте его на видное место и показывайте, какой красивый красный домик вы нарисовали.
В определении цвета большую роль играет сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнку не сложно обнаружить, что цвета одинаковые или они разные. Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путём наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора, по образцу. Находить предмет по образцу помогают игры: "Постройка башни из кубиков", "Найди такой же", "Подбери предметы", "Подбери бабочку к цветку", др.
В процессе разнообразных игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.
Рекомендации для родителей.
Занимательная прогулка
Например, находясь с малышом на улице, показывайте ему различные предметы, называя их цвет. Объясните, что трава зеленого цвета, солнышко желтого, снег белого, небо голубого. Таким образом, ваш малыш сможет запомнить все названия цветов, которые у него будут ассоциироваться именно с этими предметами.
Интересные машины
Очень хорошо тренироваться на автомобилях, которые проезжают мимо вас. Называйте малышу знакомый цвет, а потом переспрашивайте его о том, какого же цвета эта машина? Находясь дома, также не забывайте о том, как научить ребенка различать цвета, уделяя время на их изучение. Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.
Разноцветные игрушки
Попросите малыша собрать в одну сторону все предметы одного цвета, а в другую сторону – предметы иного цвета. Например, игра просто идеально подходит для мальчиков, у которых, наверняка, есть множество игрушечных машинок. Пусть ваш малыш построит гараж только из красных машин, из зеленых, из синих и так далее.
Красочные книги
Не забывайте читать малышу книгу с красочными иллюстрациями. Попросите назвать ребенка цвет того или иного предмета, который изображен на картинке. Если ребенок даст неправильный ответ, то стоит исправить его, а через какое-то время показать опять эту же картинку.
Пирамидка
Тоже очень простая и познавательная забава для ребенка, которая не только познакомит маленького исследователя с формой (больше-меньше, но и с цветами. Поэтому целесообразней приобретать пирамидку с разноцветными кольцами.
Отыщи нужный колпачок
Фломастеры – это отличный подарок начинающему художнику! Ими не только можно рисовать, но и к каждому подбирать свои цветовые колпачки.
Для того, чтобы закрепить достигнутый результат, можно проводить различные игры.
Собери капельки в стакан.
Материал: Цветные стаканчики : красный, желтый, зеленый и синий, кружочки: красного, желтого, зеленого и синего цвета,
Ход игры: Попросить детей собрать капельки в стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек»
«Найди крышу для домика»
Вырежьте из картона 4-х цветов - 4 треугольника и 4 квадрата. Поменяйте местами крыши и скажите ребенку: «Ой, у наших домиков перепутались крыши! Давай разложим их так, чтобы цвета совпадали». Помогите малышу определить нужный домик и называйте цвета.
«Красный, зеленый, желтый»
Вырежьте из картона три больших круга красного, зеленого и желтого цветов. Объясните правила: на красный цвет двигаться нельзя, на желтый цвет нужно прыгать на месте или на одной ноге, а если показался зеленый – можно бегать. Сначала все действия выполняются вместе с ребенком. Затем можно молча показывать карточки или усложнить задание и говорить цвета голосом.
Значение цветового восприятия в жизни ребенка очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Список использованных источников
1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2016.
2. Аванесова В. Н. «Дидактические игры» М. : Просвещение, 1981.
3. Альтхауз Д. В. «Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста» – М. : Просвещение, 2004 – 64 с.
4. Павлова Л. Н. «Воспитание и обучение детей раннего возраста»– М. : Просвещение, 1996. – 176 с.