Сапожникова Ольга
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудовое воспитание в детском саду»
Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задача дошкольных учреждений. Приобщение к самостоятельному посильному, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, волевых качеств.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду
Развитие деятельности оказывает решающее влияние на развитие ребенка в целом. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создаё т предпосылки для дальнейшего формирования деятельности: игровой, продуктивной, трудовой. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него значимым сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня освоения ими. В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, в повседневном общении. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Цель дошкольного воспитания – развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него. Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.
Специфика детского труда заключается в следующем:
-трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов;
- труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
- дети дошкольного возраста не создают в своём труде общественно значимых материальных ценностей.
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым;
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда.
Основные виды труда : самообслуживание; дежурства; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; труд в природе.
Задачи обучения детей навыкам самообслуживания- научить дошкольников удовлетворять повседневные личные потребности (одеваться-раздеваться, убирать постель, содержать в порядке рабочее место).
Дежурство приучает дошкольников помогать в подготовке к ООД, помощнику воспитателя в сервировке стола, ухаживать за растениями в уголке природы.
Хозяйственно-бытовой труд учит поддерживать в порядке игровые зоны, соблюдать порядок в шкафчиках для личных вещей, стирать мелкие вещи для кукол.
Ручной труд развивает мелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книги, сортировать природный материал.
Труд в природе приучает с раннего возраста детей ухаживать за растениями на участке, поддерживать порядок на площадке.
Как бы мастерски опытный и талантливый педагог не реализовал все цели и задачи, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребёнка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье.