Ирина Щеникова
Консультация для родителей «Труд и ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудолюбие детям не дается от природы, а воспитывается с раннего детства. В труде рождаются и развиваются сознательность, уважение к людям труда, в труде крепнет дружба и создается коллектив.
Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Воспитанный в труде, он, как правило, увереннее ориентируется в жизни и всегда находит способы преодолеть трудности на своем пути.
Публикация «Консультация для родителей „Труд и ребенок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Чем старше становится ребенок, тем более угасает его желание работать вместе со взрослыми или самостоятельно. И когда вы считаете, что он уже достаточно готов к труду, это желание практически отсутствует. Начать его формировать заново очень сложно, а порой и невозможно.
Чтобы приучить ребенка к труду, необходимо привлекать его к труду, пока он этого сам хочет, хотя ничего пока не умеет. Начинайте с самообслуживания. Убрать за собой игрушки, книги, отнести в мойку посуду, из которой ел, постепенно учиться самостоятельно умываться, одеваться — эти и другие навыки самообслуживания ребенок должен осваивать непрерывно. От самообслуживания плавно переходите к общему труду, расширению круга трудовых обязанностей, наращиванию их сложности. Не всегда это хочется делать? Но ведь другие члены семьи выполняют свои обязанности, несмотря на то, нравится ли им это или нет. Если в доме есть животные, тогда привлекайте ухаживать за ними — кормить, выгуливать, убирать за кошкой, собакой или другим животным. А то ведь как нередко бывает: первое время потешились, наигрались, а дальше все заботы ложатся на плечи родителей. У вас есть дача? Тогда привлекайте помочь посадить огород, ухаживать за растениями, прибираться в доме и во дворе, собирать урожай. У папы есть машина? Значит, надо не только на ней кататься. Привлекайте сына к ремонту, пусть поможет помыть машину, почистить ее внутри, навести порядок в гараже.
Отдельным предметом заботы ваших детей должны быть дедушки и бабушки независимо от того, живут они отдельно или вместе с вами. И неважно, что пока они справляются во многом сами. Пусть внуки понимают, что не только дедушки и бабушки обязаны о них беспокоиться, но и о них надо также заботиться. Сил у них уже не так много, как это кажется. Дел, в которых может принять участие ваш ребенок, еще можно назвать очень много. Главное, не надо оберегать от них детей.
Что важно учесть при организации труда ребенка? Нужно научить делать то или иное дело. Сначала покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. Затем нужно постоянно наблюдать, что у ребенка получается, а что нет, поправлять, подсказывать.
Нужен тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений. Ненавязчиво, без окриков и упреков, без высмеивания, если что-то не получилось. Каждый человек имеет право на ошибку — помните об этом. Ребенок должен быть уверен в важности выполняемой работы. Если у него сложится впечатление о бесполезности его труда, это может отбить охоту от любой работы в будущем.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Это в дальнейшем поможет им в выборе своей профессии, своего жизненного пути. Надо сделать так, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать всё необходимое по хозяйству и не считали выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Позаботьтесь о чередовании труда и отдыха, разных видов деятельности, особенно у младших школьников. Очень важно учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка при выборе видов труда.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь в порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» — значит приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности. И, конечно, каждое хорошо выполненное дело требует поощрения. Это не значит, что за работу надо обязательно платить деньги. Хотя это тоже не надо исключать, особенно когда речь идет о труде подростков. Но доброе слово, похвала, особенно в присутствии других людей, членов семьи должны быть обязательным атрибутом. Мы все — и взрослые, и дети — хотим, чтобы нас замечали и ценили.
Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.