Наталья Дьяченко
Консультация для родителей «Сказка, требующая отгадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимо включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которые широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими специалистами.
Сказка, требующая отгадки.
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок.
Загадкой можно назвать «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
Публикация «Консультация для родителей „Сказка, требующая отгадки“» размещена в разделах
Признаки загадки.
По содержанию она представляет собой замысловатые описания, которые надо расшифровать.
Описание нередко оформлено в виде вопроса.
Как правило, это описание лаконично.
Загадке часто присущ ритм.
Отсюда вывод: загадка, это краткое описание предмета или явления, часто поэтической формы, заключающий в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.
С помощью загадки, в глубокой древности нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека, что отразилось во многих народных обрядах, в том числе, посвящение юноши в воины выкупа невесты и т. д. Подобная роль загадки отражена в фольклорных произведениях. Например, в сказке «Царевна лягушка», Ивану приходится разгадать загадки, прежде чем паук отдаёт ему меч – кладинец: «что на свете всех дороже» (жизнь).
У многих народов проводились «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал. Старшие загадывали загадки малышам, группируя их тематически: о человеке, одежде, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание.
Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими:
Загадка способствует развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г. Н. Волков).
Загадка доставляет уму полезное упражнение (К. Д. Ушинский).
Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляют ребёнку эстетическое наслаждение (Ю. Г. Илларионов).
Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить наблюдательность, сообразительность, умственное развитие, а также уровень творческого мышления ребёнка (Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузьмина).
Дети дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида.
Эти загадки называются описательными, есть загадки с рифмующей отгадкой.
Загадки по сказкам помогают закрепить содержание сказки, развивают память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
С загадки можно начать любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальные, физкультурное и т. д., что станет хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя и проверкой детей на сообразительность.
С загадки может начинаться каждая часть занятия, что способствует поэтапному разворачиванию его содержания.
Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия, похвалы удостоились все дети в группе (причём не обязательно за отгадку).
При отгадывании загадок можно использовать педагогический приём «Помоги» : дети помогают «незнающей», «неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребёнку чувствовать себя уверенным в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он отмечался ранее).
Загадки:
На сметане мешен,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился (колобок).
Длинная, гладкая,
Оранжевая, сладкая,
Зайчики едят
И нам велят (морковь).
Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? (петушок).
С неба падают зимою,
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки,
Белые (снежинки).
Белая вата плывёт куда-то (облако).
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (туча).
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко!
Что же это? (репка).
Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И, однажды, бегемота,
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это… (Доктор Айболит).