Ксения Мухаметшина
Консультация для родителей. Тема: «Расширяем кругозор»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок познает мир: людей, общество, природу и развивается. Желание каждого родителя – научить ребенка всему и, естественно, гордиться его успехами. Но нужно помнить о том, что важнее не объем знаний, а их качество.
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, и не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления –знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи не только детского сада, но и родителей.
Публикация «Консультация для родителей, Тема: „Расширяем кругозор“» размещена в разделах
Знания о природе беспредельны, и человек овладевает ими в процессе всей своей жизни.
Учите ребенка замечать природу и обследовать ее. Выходя на прогулку, двухлетний малыш может почувствовать, что солнышко светит и греет, ветерок ласкает кожу, запах цветов приятный. С 3 – 4 лет у ребенка начинают формироваться первые представления об окружающем мире, о его природном многообразии.
Из этого мы можем сделать вывод, что ребенок очень рано начинает различать: есть солнышко или его нет, стало теплее или холоднее, день длится долго или коротко, идет теплый грозовой дождь или моросящий холодный и многое другое. Но он еще не понимает, почему это происходит. Только примерно к 5 годам ребенок способен понять эти закономерности. Например: что от количества солнечного света меняется состояние неживой природы, это, в свою очередь, влияет на жизнь растений, животных, на деятельность человека.
В 5 – 6 лет ребенок может вести обобщения по месту проживания животных, по способу их питания, передвижения т. д. Главное – постоянно тренировать малыша в умении обобщать с помощью игр и упражнений, которые можно придумать самим и использовать на прогулке и дома, например:
– Кто летает (плавает, бегает?
– Что, где растет (на огороде, в лесу, в поле?
– Когда это бывает (летом, осенью, зимой, весной?
Подберите картинки с изображениями различных животных, растений и предложите ребенку сгруппировать их по тем или иным признакам. И тогда можно будет увидеть, что кошка в одном случае окажется вместе с собакой, лошадью, коровой (домашние животные, в другом – в компании с тигром, львом (семейство кошачьих, в третьем – вместе с зайцем, китом, морской свинкой (млекопитающие).
Эти несложные упражнения развивают мыслительные процессы ребенка. Чтобы выполнить задание, ему нужно быстро провести анализ, выделить именно те свойства, которые соответствуют поставленной цели, объяснить свои действия.
Ученные считают, что старший дошкольник способен усваивать и элементарные теоретические знания, для чего необходим определенный уровень развития логического мышления. И основа тут как тут природа. В ней все логично, все взаимосвязано. Поэтому важно учить детей не только познавать отдельные природоведческие факторы и события, но и устанавливать между ними связи и зависимости. Это наглядно прослеживается на формировании понятий о сезонах.
На прогулке с ребенком занимайтесь исследовательской работой. Например: «Вот дерево, оно большое, высокое (ребенок поднимает голову кверху, ствол толстый (обними его ручками, у дерева много веток (можно их сосчитать, они тоньше, чем ствол (сравни, на ветках листочки (их так много, что и сосчитать невозможно, они гладкие, зеленые (желтые, красные, оранжевые). Посмотри, потрогай, понюхай!» Ну, чем не исследователь!
Давайте ребенку различные задания в форме игры. Например: найди листочек (зеленый, красный, желтый, такой же, как я тебе дала, отыщи дерево (куст, похожее на то, возле которого мы стоим. Послушай лес. Послушай реку и т. д.
Ребенка постарше можно тренировать в названиях растений: «Раз, два, три к березе (сирени) - беги». В такие игры и упражнения можно вовлечь всех, кто гуляет вместе с вашим ребенком. Будет очень весело и, безусловно, очень полезно для его развития.
Постоянно отвечая на вопрос ребенка «почему?», мы помогаем ему усваивать логику происходящих явлений, событий. Помимо умения устанавливать причинно-следственные связи, знакомство с сезонной жизнью природы формирует у детей понятия о последовательных и временных связях (сами сезоны и события внутри сезона следуют один за другим, каждому времени года характерны свои явления).
Постарайтесь постоянно разгадывать с ребенком тайны природы, спрашивайте, почему это происходит, что будет, если…. Тем самым вы развиваете логическое мышление, которое так необходимо будущему школьнику.
Использованная литература:
1. Нисканен Л. Г. Первое знакомство с природой. Практические советы педагога. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 64 с.
2. Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1983. – 207 с., ил.