МААМ-картинки

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»

Светлана Курносова
Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования Администрации г. о. Саранск.

МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»

Тема: «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»

(Консультация для родителей)

Подготовила: воспитатель Курносова С. А.

Саранск 2021

Публикация «Консультация для родителей „Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера“» размещена в разделах

Неоценимую роль в развитии словесно- логического мышления детей занимают загадки. Как говорит К. Д. Ушинский «Они доставляют уму ребёнка полезные упражнения». Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок приучает детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. В то же время, отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти (“передвигаться”, ребёнок осознаё т и другие: действует механизм («идут часы», льёт дождь («идёт дождь»).

Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте. (Часы)

Шумел он в поле и в саду, а в дом не попадает, и никуда я не пойду, покуда он идёт. (Дождь)

Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство, а также успешно развиваются его мыслительные способности.

Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, обличать ее в точную словесную форму.

При отгадывании загадок, содержание которых можно трактовать по- разному, особенно приветствуется самостоятельность и оригинальность мышления. В таких случаях необходимо не добиваться от детей традиционной отгадки, а видя правильный ход их рассуждений, подчёркивать возможность получения разных ответов.

Например, такая загадка «Что вниз вершиной растёт?» имеет традиционную отгадку- сосулька. Дети же дают разные ответы: и сосулька, и морковь, и репа, и коса у девочки.

Неоценимую роль в развитии мышления детей играет загадка- описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. К такой загадке можно обращаться при обучении ребёнка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при описании игрушек, картинок, предметов. При этом, загадка может служить образцом описательной характеристики. Первые детские загадки- описания это простое перечисление признаков предмета. Например, «Относится к посуде, круглая, мелкая, ставят на стол» (Тарелка). Сначала идёт рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называя их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними. Затем, как обобщение сказанного, загадывают загадки об этих предметах.

Подобная работа проводится при рассматривании овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, одежды, игрушек и картинок, из обобщающих- транспорт, домашних и диких животных. При этом они применяют различные приё мы обследования предметов: глядят, нюхают, надавливают, разрезают, разламывают, пробуют на вкус. Вслед за этим дети описывают овощи и фрукты,

загадывая о них загадки. Следует отметить, что используя загадки в качестве развития словесно - логического мышления мы помогаем ребёнку овладеть ещё и образной системой языка.

В своей работе я широко использую картины с проблемным сюжетом, серия этих картин выпущена под редакцией Т. А. Ткаченко, часть картин подобраны мной. Сюжет одной картины может разбираться дефектологом и воспитателем на протяжении нескольких занятий. Данные картины побуждают ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно- следственные взаимосвязи, делать выводы. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. Работа над каждой картиной ведё тся по нескольким направлениям:

1. Анализируем, рассуждаем.

2. Пополняем запас знаний.

3. Фантазируем, сочиняем.

4. Слушаем и пересказываем.

5. Сочиняем в рифму или учим шумливые стихи.

6. Сочиняем рассказ по опорным словам или вопросам.

Первые три направления в работе я предлагаю осуществлять воспитателям. Оставшиеся три выполняю сама. Проводимая в такой взаимосвязи работа очень эффективна, она способствует пополнению словарного запаса детей, совершенствует грамматическое оформление речи, развивает речемыслительные навыки и связную речь. Следующий вид работы, игры и упражнения на развитие мышления. Приведу несколько примеров таких игр:

«Логический поезд»

«Четвёртый лишний»

«Отгадай и назови» (речевая игра) и др.

На занятиях по обучению грамоте я часто использую ребусы, кроссворды.

Детям очень нравятся эти виды работ.

Публикации по теме:

Познавательно-речевое развлечение в средней группе «Наши любимые животные» (фотоотчет)Познавательно-речевое развлечение в средней группе «Наши любимые животные» (фотоотчет) На прошлой неделе у нас в детском саду в средней группе «Земляничка» завершился педагогический проект «Каких мы знаем животных». Он был.

Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание»Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание» Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста. Оно влияет на звукопроизношение,.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для педагогов и родителей «Возможности развивающего конструктора «Тико» Среди развивающих игрушек конструкторы на сегодняшний день наиболее популярны. Использовать их можно начиная с раннего возраста, когда ребенок.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка»Памятка для родителей «Игрушки как отражение характера ребёнка» Плюшевые игрушки нравятся ребёнку,который любит новые ощущения и переживания,он очень впечатлителен,эмоционален и зависим от отношения.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
Опубликовано: 4 июня 2021 в 16:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Курносова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД