Светлана Курносова
Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации г. о. Саранск.
МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»
Тема: «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
Подготовила: воспитатель Курносова С. А.
Саранск 2021
Публикация «Консультация для родителей „Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Неоценимую роль в развитии словесно- логического мышления детей занимают загадки. Как говорит К. Д. Ушинский «Они доставляют уму ребёнка полезные упражнения». Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок приучает детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. В то же время, отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти (“передвигаться”, ребёнок осознаё т и другие: действует механизм («идут часы», льёт дождь («идёт дождь»).
Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте. (Часы)
Шумел он в поле и в саду, а в дом не попадает, и никуда я не пойду, покуда он идёт. (Дождь)
Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство, а также успешно развиваются его мыслительные способности.
Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, обличать ее в точную словесную форму.
При отгадывании загадок, содержание которых можно трактовать по- разному, особенно приветствуется самостоятельность и оригинальность мышления. В таких случаях необходимо не добиваться от детей традиционной отгадки, а видя правильный ход их рассуждений, подчёркивать возможность получения разных ответов.
Например, такая загадка «Что вниз вершиной растёт?» имеет традиционную отгадку- сосулька. Дети же дают разные ответы: и сосулька, и морковь, и репа, и коса у девочки.
Неоценимую роль в развитии мышления детей играет загадка- описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. К такой загадке можно обращаться при обучении ребёнка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при описании игрушек, картинок, предметов. При этом, загадка может служить образцом описательной характеристики. Первые детские загадки- описания это простое перечисление признаков предмета. Например, «Относится к посуде, круглая, мелкая, ставят на стол» (Тарелка). Сначала идёт рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называя их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними. Затем, как обобщение сказанного, загадывают загадки об этих предметах.
Подобная работа проводится при рассматривании овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, одежды, игрушек и картинок, из обобщающих- транспорт, домашних и диких животных. При этом они применяют различные приё мы обследования предметов: глядят, нюхают, надавливают, разрезают, разламывают, пробуют на вкус. Вслед за этим дети описывают овощи и фрукты,
загадывая о них загадки. Следует отметить, что используя загадки в качестве развития словесно - логического мышления мы помогаем ребёнку овладеть ещё и образной системой языка.
В своей работе я широко использую картины с проблемным сюжетом, серия этих картин выпущена под редакцией Т. А. Ткаченко, часть картин подобраны мной. Сюжет одной картины может разбираться дефектологом и воспитателем на протяжении нескольких занятий. Данные картины побуждают ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно- следственные взаимосвязи, делать выводы. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. Работа над каждой картиной ведё тся по нескольким направлениям:
1. Анализируем, рассуждаем.
2. Пополняем запас знаний.
3. Фантазируем, сочиняем.
4. Слушаем и пересказываем.
5. Сочиняем в рифму или учим шумливые стихи.
6. Сочиняем рассказ по опорным словам или вопросам.
Первые три направления в работе я предлагаю осуществлять воспитателям. Оставшиеся три выполняю сама. Проводимая в такой взаимосвязи работа очень эффективна, она способствует пополнению словарного запаса детей, совершенствует грамматическое оформление речи, развивает речемыслительные навыки и связную речь. Следующий вид работы, игры и упражнения на развитие мышления. Приведу несколько примеров таких игр:
• «Логический поезд»
• «Четвёртый лишний»
• «Отгадай и назови» (речевая игра) и др.
На занятиях по обучению грамоте я часто использую ребусы, кроссворды.
Детям очень нравятся эти виды работ.