Антонина Акимова
Консультация для родителей «Кто такой «просвещенный родитель?»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»
Тема: «Кто такой «просвещенный родитель?»
Подготовила:
Воспитатель 1 квалификационной
категории
Акимова А. Н.
с. Лямбирь
«Себя другим в угоду не иначь
Они умней тебя и совершенней
Но для твоих вопросов и задач
Им не найти ответов и решений».
В. Солоухин
Публикация «Консультация для родителей „Кто такой „просвещенный родитель?“» размещена в разделах
В процессе микросоциологического опроса был задан вопрос : «Что такое просвещенное материнство?» Большинство ответили так: просвещенный может считаться та мать, которая наряду с общей эрудицией знакома с педагогикой, психологией и медициной. Некоторые сказали, что кроме знаний о детстве нужны умения, чтобы использовать. И только одна женщина сказала: «Знать – легко, был бы интерес. Умению можно научиться. Но чтобы быть просвещенной мамой – надо постоянно применять эти знания и умения. А это очень трудно».
Нельзя с ней не согласиться, конечно, важно «знать и уметь». Но не менее важно умение применять. И как это не просто! Особенно к своему собственному ребенку.
Просвещенное материнство (или родительство) складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т. д.) из специальных умений обеспечивать это развитие и, главное из применения этих знаний и умений на практике.
Знать.
Что это за знания, которыми должен обладать просвещенный родитель? Действительно ли надо знать педагогику, психологию и медицину? Родитель должен ориентироваться и знать общие этапы развития ребенка (физиологического и психологического, понимать их связь, осознавать их связь и понимать основные принципы развития – что зачем и как развивать.
«Кто может знать, что надо развивать в своем ребенке? А если ошибаемся и воспитываем посредственного музыканта вместо гениального программиста, или наоборот?» Отвечу так: «А разве вы не воплощаете свои нереализованные мечты в своем ребенке, часто не считаясь с его желаниями?» Так проявляется еще одна сторона знаний, необходимых просвещенному родителю – этическая. Очень нужно просто необходимо понимать, что в мир пришел Новый Человек, со своей индивидуальностью, своими уникальными способностями, с громадным и пока еще не раскрытым потенциалом. И этот человек имеет право сам прожить свою жизнь. Осознание этого простого факта сразу все меняет в роли родителя, но строителя, формирующего что-то по своему собственному плану, он превращается в открывателя, хранителя и шлифователя живой драгоценности, бесценной и неповторимой. И тогда его воспитательная задача не «сформировать», «преодолеть», «сломить», а раскрыть, сохранить, и развить потенциал ребенка, не навредив ему. Если родитель это знает и понимает, он уже на первой ступеньке просвещенного родительства.
Уметь.
Специальные умения – вторая составляющая в труде родителя. Это то, из чего сложится стиль взаимодействия с ребенком. Сравните: «Не лезь, когда говорят взрослые». «Закрой рот». «Мал еще советовать». «Подожди немножко,сейчас освобожусь». «Пожалуйста потише, я тебя слышу». «Мы учтем твое мнение». Этнический подход к личности ребенка –не разовое мероприятие мероприятие, а раз и навсегда принятый факт. Новый Человек равен – и скорее всего превосходит нас по своему потенциалу.
Говорить с ребенком, как с равным – еще одно специальное умение. Оно означает, что вы учитываете уровень освоенности ребенком языка, уровень его сознания, но общаясь с ним, как с равным: не назидательно, не поучая, а как вы бы общались с другом – делясь впечатлениями, мнениями, шутя, радуясь или огорчаясь. Заметьте, как говорят с детьми мамы и бабушки: «Нельзя!». «Не ходи». «Не беги». «Упадешь». «Разобьешься» и т. д. Представьте на минуту, что все это обращено к вам. Вам это понравилось бы? Что бы вы после этого сделали? «Что же, оставить детей беззащитными? Нет, конечно. Педагогика за тысячелетия наработала так много замечательных методов и приемов! Почему же ими не воспользоваться, хотя бы в самом общем виде? Суметь вовремя использовать нужный прием – еще одно важное умение просвещенного родителя, то есть со способностью педагогически мыслить. Педагогическое мышление отличается тем, что оно всегда направлена на ребенка в совокупности связей его внутреннего мира с внешним.
Однако можно многое уметь и еще больше знать, но не применять этого в жизни.
Применять.
Почему же так труден этап применения? Этап применения – это непосредственный контакт с ребенком. Знания и умения можно получить читая умные книги и наблюдая за опытом других, и анализируя свои педагогические удачи и поражения. Но непосредственный контакт – это всегда творческая работа просвещенного родителя, который в любой момент времени понимает, что он делает с ребенком и для ребенка.
Итак, первая трудность в применении педагогических знаний и умений заключается в непредсказуемости конкретной ситуации, что требует от родителей постоянного педагогического творчества, экспромта, а не использовании готовых стереотипов.
Вторая трудность исходит из недостатка родительского терпения в деле воспитания. Действительно, маме значительно легче самой убрать игрушки или покормить ребенка с ложки, чем ждать, пока он справится с этим сам. Спешащие, нетерпеливые, или «жалостливые» родители воспитывают иждивенческие черты у своих детей и, конечно, не являются педагогически просвещенными.
Третья трудность в применении самых прогрессивность знаний, самых светлых идей воспитания заключается в необходимости постоянности этого процесса. Воспитание не может носить фрагментарный характер: сейчас мы ребенка «повоспитаем», потом отдохнем и снова начнем. Фрагментарность стирает все достижения воспитания.
Противоположностью фрагментарного воспитания является непрерывное занудливое назидание, которое одинаково отравляет жизнь и не в меру «ответственным» родителям и их заорганизованным детям. Понятно, что просвещенное родительство подразумевает отсутствие всех перечисленных и других трудностей и ошибок на этапе собственного воспитания ребенка. Поскольку лучшее воспитание – личный пример, можно себе представить, каких трудов требует самосовершенствование просвещенного родителя.
Просвещенное родительство – это также и серьезный совместный труд родителей и детей по совершенствованию, развитию и воспитанию друг друга в живом, реальном процессе жизнедеятельности.
Используйте, применяйте свои психолого-педагогические знания, умения, способности! Становитесь просвещенными родителями!