Юлия Елагина
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни»
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка, с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма.
В группу дети приходят из домашних условий. С первых дней большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков :
• Воспитываем опрятность у детей, учим следить за внешним видом, пользоваться горшком, салфеткой, платком.
• Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя рас-чёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.
• Воспитываем у детей умение самостоятельно мыть руки с мы-лом, лицо, насухо вытираться полотенцем.
• За столом воспитываем умение правильно держать ложку, пра-вильно сидеть за столом, обучаем правилам этикета, умению пользоваться салфеткой.
• Воспитываем умение самим надевать колготки, носки, шорты, сандалии, футболки, учим застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно вешать свою одежду на стульчик перед сном и в шкаф после прогулки.
Воспитываем навыки культуры поведения детей :
1. здороваться и прощаться,
2. благодарить,
3. называть взрослых по имени-отчеству,
4. обращаться с просьбой в вежливой форме,
5. разговаривать между собой спокойно,
6. просить игрушку у сверстника вежливо, а не отнимать,
7. не обижать друг друга.
Воспитываем умение правильно обращаться с игрушками:
-поиграл – положи на место,
-покатал – поставь в гараж,
-играть в настольные игры только на столе,
-почитал – убери на книжную полку, разбросал конструктор – убери на место.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используем разные формы организации :
-чтение потешек в процессе,
-дидактические игры,
-игры – упражнения,
-беседы,
-чтение художественной литературы,
-рассматривание иллюстраций, картин,
-наблюдения,
-показ инсценировок,
-рассказывание,
-заучивание,
-сюжетно-ролевые игры.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Полезные и хорошие навыки, привитые с детства в культурно-гигиеническом развитии, делают ребенка более свободным, т. к. о многих своих действиях он перестает задумываться, они совершаются автоматически, словно сами собой. Они помогают сохранить здоровье и облегчить жизнь.