татьяна коновалова
Консультация для родителей «Телевидение и ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей.
- Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
- Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм
.Максимальное количество времени у экрана не должно превышать 1 часа в день (согласно возрастным нормам)
- Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а так же художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
Публикация «Консультация для родителей „Телевидение и ребёнок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Телевидение и журналистика для детей
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Темочки
- Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную продукцию.
- Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов.
Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Ведь именно таким образом дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит понять, что такое успех, победа, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
Таким образом,признав огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых : сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.
Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема?
Как показывают результаты статистики, дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество приходится на вечер – с 18.00 до 22.00. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в 2 раза больше, чем сверстники, посещающие детский сад, т. е. привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам или бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию
Чем опасно такое телевидение для ребёнка?
Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлитель-
ность детей и способность детской психики к внушению. Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результа-
те просмотра таких кадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийственно внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятных
эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики.
Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых, нельзя забывать об эффективности привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму, у него формируется эталон эмоционального реагирования.
Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и, прежде всего телевидением.
По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не созданный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.
В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное.
Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук и совести или душевных метаний героев в фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия. В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
На долю развивающих программ отводится 1,5-3% эфирного времени (рекламе предоставляется 24%). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Известно, что ребёнок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребёнку
больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне. чем содержание увиденного мультика.
Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают : дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диска, тем тратить время на книгу.
В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно. нет тесного
эмоционального контакта ребёнка с родителями.
Это, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу.
Они не приручены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.
И, наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.
Многие родители свидетельствуют : реклама стала удобным средством, чтобы справится с непослушным ребёнком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры.
Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.
В чём же опасность рекламы?
У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т. д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость,которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов и их сбою.