Вероника Пичужкина
Консультация для родителей «Театральная деятельность в развитии речи дошкольников»
Консультация для родителей.
Театральная деятельность в развитии речи дошкольников.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и, умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Театральная деятельность в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в 2-х основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Дает возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя вовремя театрализованных игр раскованно и свободно. Значение театрализованной деятельности помогает усвоению богатства родного языка выразительных средств, появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий дети получают эмоциональный подъём, способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса, позволяет формировать опыт социального поведения, стимулирует активную речь.
Формы организации театрализованной деятельности :
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
Мини игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров, совместно с родителями, мини-сценки с куклами.
Содержание театрализованных занятий :
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Упражнения по формированию выразительности (вербальной и невербальной).
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Игры на действие с воображаемыми предметами.
Ритмопластика.
Как развить творческую деятельность в домашних условиях :
Изготовление пальчиковых персонажей и придумывание с ними основного сюжета.
Создать костюмированный театр, привлекая всех членов семьи.
Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей. Представьте, сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем!
Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Пантомимические этюды и упражнения. Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как:
- вратарь ловит мяч;
- зоолог ловит бабочку;
- рыбак ловит большую рыбу;
- ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
- парикмахера;
- пожарника;
- строителя;
- космонавта.
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король-орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Выключить звук при просматривании знакомого мультфильма ребенка и предложить самому озвучить мультфильм.
Родителям нужно подобрать технические средства (диски, флешки, способствующих развитию творческого потенциала детей.
Уделять серьезное внимание выбору художественной литературы для чтения детям. Проведение бесед по прочитанным произведениям. Задать вопросы: «Кто главной герой сказки? Кто или что помог герою справиться с трудностями? Как закончилась сказка? Чему учит данная сказка?»