Алина Владимировна Арсенидзе
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни каждого ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению родителей и педагогов, новое время с его ускоренным темпом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы, минуты на «пустые игры» в дочки- матери или казаки разбойники. И если уж играть, то пусть это будут спортивные игры или «умные» компьютерные. Желая видеть в своих детях умных и воспитанных людей, многие родители детство воспринимают как маленькую ступень в их социальной жизни в которой он должен занять достойное место. При этом игре достаются лишь функции развлечения и отдыха между «полезными» делами. В данном этапе жизнимногих детей воспитывают няни, а общаться со сверстниками ходят в разные кружки. Но на этих мероприятиях дети чаще всего сидят просто рядом. Там нет свободной игры: придумывания сюжетов, принятия и исполнения ролей. А ведь для ребенка играть – значит жить. Ведь именно в игре ребенок развивается и учиться общаться. Игры для ребенка важны любые, но и то, с кем он будет играть.
Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-ролевая игра в жизни каждого ребёнка“» размещена в разделах
Ролевая игра – путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка.
Что происходит с ребенком, когда он играет в маму или папу! Становясь в игре мамой, ребенок применяет на себя роль не только мамы (например, укачивания куклы, но и ее чувства и ее эмоциональное состояние: заботу, нежность, ласку, строгость. Малыш всегда сопереживает тому, кем играет, в игре он учиться быть мамой. Прожитые в игре чувства обогащают малыша – испытав эти чувства в детстве они помогают ему в реальной жизни.
Таким образом игра – является неотъемлемой частью человеческих чувств.
Игра как способ переживания эмоционально – напряженных ситуаций.
Любые сильные впечатления, как радостные, так и грустные. И для того что бы это возбуждение ушло, и малыш смог успокоиться, часто бывает так что ребенку нужно еще раз, но уже в игре – пережить те самые эмоции. Например, если ребенок посетил врача он может несколько следующих дней играть в «врача» - делать уколы куклам и т. д.
Особую роль выполняет игра в переработке каких-либо эмоциональных напряжений. Игра в маленького серого зайчонка, который боится лисы, но очень умело от нее убегает. Ребенок, может бояться темноты, и он сможет перебороть этот страх с помощью игры, научиться отличать реальность от воображения. Игра помогает получить эмоциональный опыт.
Ролевые игры – школа общения.
Ролевые игры учат ребенка основам человеческого общения, которые делятся на три очень важных вида в жизни у ребенка :
1. Ролевого;
2. Делового;
3. Дружеского.
Ролевое общение – это общение людей как носителей определенных социальных ролей (Н-р. : продавца – покупателя, врача – пациента и т. д.). Это общение строиться по четко определенным правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.
Играя в магазин, дочки матери, врача или принимая гостей, ребенок знакомиться со многими повседневными ролями. И благодаря этому ребенок чувствует себя на много увереннее посещая врача или находясь в гостях.
Задавая нормы общения в разных ситуациях, ролевое общение является в определенном смысле фундаментом, на котором строятся другие виды общения.
Деловое общение – это умение договариваться с другими людьми, убеждать их и находить решения в любой ситуации. Играя в ролевые игры с другими детьми, ребенок должен договориться с ними – о том во что играть, и кто кем будет во время игры. Чем сложнее игра, тем больше в ней сложных моментов, по которым необходимо договориться и разрешить если возник спор. Бывают и другие исключения – прежде всего в тех случаях, когда ребенок, играя с другими детьми, привыкает подчиняться более напористым партнерам. Именно поэтому очень важно чтоб совместную игру с детьми организовал именно взрослый человек, который учил бы детей договариваться, помогал робким детям высказывать свое мнение.
Дружеское общение - это общение в котором люди вступают не ради достижения каких-либо деловых целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близости. Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми, ребенок начинает учиться дружескому общению, но это общение очень важно. Так как именно он закладывает азы потребности в дружеском общении и побуждает к нему стремиться в отношениях с другими людьми.
Если не играть с ребенком…
Как правило, ребенок играет, во-первых, в то что он видит, во- вторых, в то что ему читают или рассказывают; в-третьих, в то, что с ним играет взрослый или другой ребенок. Еще лет 20 назад, если с ребенком не играли дома, он учился играть в детских садах или во дворе. Сейчас в детских садах больше внимание уделяется образованию (в свободное время дети предоставлены свободному общению между собой, играм).
Поэтому особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что если взрослые не организуют игру ребенка, то ее будет «организовывать» то, что они видят, т. е. телевидение, компьютерные игры, видеопродукция. В результате этого дети начинают играть в «зомби», «вампиры», «людей-пауков», «роботов убийц» и т. д.
Другой самый важный аспект, на который стоит обратить внимание – это развитие структуры игры. Если с ребенком не играть, он будет играть примитивно. Именно это происходит во многих семьях. В результате, все чаще даже у старших дошкольников в место сюжетно – ролевых игр, начинает занимать игры манипуляции с игрушками: пострелять из пистолета, поиграть в машинки. Причем чем эффективнее и дороже игрушка, тем меньше воображения требуется для игры с ней. Следствие этого является увеличение количества детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другими людьми.
В игре ребенок свободен и сам определяет свои действия, учится взаимодействовать с другими людьми – как сверстниками, так и со взрослыми.