Ольга Потапова
Консультация «Как превратить рекламу из средства продаж в средство обучения» для родителей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Хотим мы этого, или нет, но современная реклама формирует определенные предпочтения, укрепляет стереотипы, способствует смещению ценностей в сторону культа потребления. За год мы видим около 40 тысяч реклам – и это только по телевидению!
Итак, уважаемые мамы и папы, что же все-таки делать, если на наших детей обрушивается бесконечный поток рекламы? Нуждаются ли дети в специальной защите от рекламного воздействия? Если да, то что эффективнее: запреты или рекомендации? Запретить детям смотреть рекламу? Не разрешать покупать детскую «глянцевую» прессу? Стороной обходить магазины детских игрушек?
Публикация «Консультация „Как превратить рекламу из средства продаж в средство обучения“ для родителей старших дошкольников» размещена в разделах
А может быть, реклама способна стать полезным для семьи обучающим инструментом при условии ее грамотного использования? Ведь в рекламе отражены такие важные аспекты, как экономика, политика, культура и образ жизни, психология. Нельзя отрицать, что реклама для ребенка – это простая модель знакомства с обществом. Поэтому мы, родители и учителя можем использовать рекламу как инструмент в развитии детского познания мира и адаптации к социальным ролям.
Так как же научить своего ребенка критически оценивать рекламные сообщения?
Предложенные вопросы и задания помогут вам в этом, а, кроме того, объединят вас с детьми в диалог, важный и необходимый обеим сторонам.
Чем младше ребенок, тем активнее он реагирует на телевизионную рекламу (некоторые мамы даже признаются, что «под рекламу» могут быстрее накормить малыша, пока он заворожено смотрит на экран). Наша основная цель – научить ребенка отличать рекламу от основного содержания детской передачи, а также привить ребенку привычку задумываться над тем, что он/а просит у вас купить, вместо того, чтобы сразу же просить то, что малыш увидел в рекламе. Это не всегда легко, и потребует со стороны мамы и папы терпения и творческого мышления.
Во время рекламы можно выключать звук телевизора. Превратите покупку в поделку. Например, можно сказать: «Нам необязательно покупать бабушке открытку на день рождения, мы можем сами нарисовать ей открытку». Или: «Давай, к празднику испечем печенье дома и украсим его».
До того, как зайти в магазин, скажите ребенку, что ему можно будет купить, а что нет: «Мы забежим в магазин за парой продуктов и все».
Читайте этикетки вместе с ребенком. Прививайте ребенку привычку интересоваться составом продуктов : из чего он сделан?
Составляйте отдельный список крупных покупок. Если ребенок настойчиво просит что-то, спросите: хочешь, мы подарим это тебе на день рождения (Новый год?
Конечно, чем младше дети, тем методика носит более игровой характер, однако и в форме игры можно познакомить ребенка с основными приемами, использующимися в рекламе, непременными составляющими рекламного сообщения.
Во время просмотра рекламы попросите ребенка сказать, насколько реалистичен данный ролик. Можно превратить это упражнение в игру, если на каждом фантастическом кадре ребенок будет должен поднять руку или красную карточку, например.
Найдите в магазине рекламируемый товар. Сравните телевизионную/печатную версию с настоящим продуктом. Задайте ребенку вопрос, чем они отличаются.
Выберите вместе с ребенком игрушку и подготовьте ее к съемке в рекламе. Можно положить ее в коробку, украсить упаковку, разрисовав карандашами, фломастерами и т. п., установить ее в свет софитов (осветив фонариком, настольной лампой). Это упражнение поможет ребенку понять механизм «ореола» в рекламе, когда товар превращают в «звезду».
Заведите разговор о цели рекламы. Все медиа создаются для того, чтобы информировать, обучать, развлекать и продавать (товары или идеи).
Что такое целевая аудитория? Когда рекламисты разрабатывают новую рекламу, они думают о конкретных людях, которые могут пользоваться этим товаром или услугой. Это может быть группа людей одного возраста, или только мужчины, или только женщины, или люди из определенного региона и т. п. Рекламистам важно знать свою целевую аудиторию, чтобы преподнести ей
ту информацию о товаре, которая может заинтересовать их. В следующий раз, как ты увидишь рекламу, попробуй представить ее целевую аудиторию.
Что такое слоган? Иногда в конце рекламного ролика возникает утверждение, которое как бы подводит итог сообщению. Слоганы нужны для того, чтобы реклама лучше запоминалась.
Как понять, что по телевидению по-настоящему, а что – нет?
Самое важное, что нужно понять о любом средстве массовой информации, это то, что они создаются группой людей с какой-то целью. В рекламе, телепрограмме, в журнале или в Интернете могут быть настоящие люди, места, предметы, но то, как они изображены, было тщательно продумано, режиссировано, был использован монтаж, звуковые эффекты и пр.
Вырежьте несколько рекламных страниц из журнала или запишите рекламу на видео, покажите ребенку и спросите:
Что ты заметил (а) сначала? Что привлекло внимание: цвет, расположение, форма или что-то другое? Какой товар рекламируется? Что тебе нравится в этой рекламе и почему? Что не нравится и почему? Ты хотел (а) бы купить его?
Что бы ты еще хотел (а) узнать об этом товаре, о чем не говорится в рекламе?
Какие вопросы ты бы задал (а, прежде чем купить его? Эта вещь тебе действительно нужна? У тебя уже есть похожая? (вопрос особенно важен для формирования рационального отношения к совершению покупок). Будет ли эта игрушка действительно выполнять все заявленные функции или для съемок рекламного ролика были применены спецэффекты? Тебе хочется именно эти хлопья/шарики/звездочки и т. п. для завтраков, потому что они самые вкусные или потому что к ним прилагаются мини игрушки? Можно показать ребенку аналогичный продукт в магазине и попросить его сравнить цену.
Покажите ребенку коробку от завтрака, заклеенную бумагой так, чтобы единственное видимое слово было «завтрак». Спросите: хочешь купить или съесть завтрак из этой пачки? Почему?
Потом скажите ребенку, что теперь он должен создать упаковку для детского завтрака, дайте ему цветную и белую бумагу, карандаши или фломастеры, клей и ножницы. Подскажите, что нужно придумать рекламный слоган, игру или положить приз в коробку.
Зайдите вместе с ребенком на сайты известных производителей игрушек, фастфуда, детские развлекательно-образовательные сайты. Задавайте вопросы: «Как ты думаешь, этот сайт создан, чтобы дети играли, или чтобы можно было чему-то научиться, или чтобы дети что-то покупали?». Найдите и посчитайте количество рекламы на сайте вместе с малышом.
Запишите рекламу игрушки, которая есть у вашего ребенка. Посмотрите ее вместе с ним, а затем обратите внимание ребенка на отличия между игрушкой и тем, как она выглядит в рекламе. Например, вы посмотрели рекламу игрушечной машины на пульте управления. Задайте ребенку следующие вопросы:
Какие спецэффекты были использованы, чтобы происходящее на экране выглядело настоящим?
В рекламе машинка выглядит больше, чем в жизни?
Звуки, которые она издает, звучат так же или иначе?
Машина показана сама по себе или с дополнительными деталями, которые продаются отдельно?
Ты можешь дома так же играть с ней, как это показано в рекламе?
Дети, которых показывают в рекламе, выглядят очень счастливыми. Ты так же счастлив, когда играешь с ней?
В рекламе говорят, сколько стоит эта машинка?
Если бы у тебя ее не было, у тебя бы было меньше друзей, чем сейчас?
Обсудите некоторые «трюки», которые используются в рекламе игрушек, и вместе с ребенком продумайте, что нужно сделать, чтобы потом не разочароваться в покупке:
Игрушку показывают крупным планом, одну, а не в руке ребенка, так что она кажется больше, чем в реальности – рассмотрите игрушку в магазине и сравните ее настоящий размер с тем, что вы ожидали после просмотра рекламы.
В рекламе показывают несколько игрушек вместе или дополнительных элементов так, что может показаться, что все они продаются в комплекте, хотя на самом деле это не так – внимательно изучите упаковку и перечень содержимого, обращайте внимание на надпись или закадровый голос, предупреждающий, что все элементы продаются отдельно;
В рекламе демонстрируют, как работает игрушка, но пропускают «скучные» моменты (например, показано, как быстро едет машина на пульте управления, однако, не то, что перед этим нужно зарядить аккумулятор и установить батарейки) – попробуйте, как работает игрушка в магазине или у знакомых, прочтите инструкцию;
Спецэффекты создают волшебный мир, в котором игрушка оживает (Барби ныряет в бассейн, танцует и пр.) – представьте, как ребенок сможет играть с такой игрушкой в обычной жизни, будет ли она ему интересна без волшебных функций;
Детский голос за кадром, который вызывает большее доверие, чем, если бы текст читал взрослый актер – напомните, что реклама снимается так же, как и фильм, в ней играют актеры, которые озвучивают написанный для их персонажей текст. Дети в рекламе – это такие же актеры, как и взрослые.
Разговаривайте с ребенком об экономической цели рекламы – продать товар. Дети должны осознать, что цель рекламы – не развлечь зрителя, слушателя или читателя, а вызвать желание купить тот или иной товар, поэтому реклама так старается понравиться детям.