Алина Салмина
Консультация для родителей средней группы «Как можно развить память у дете»
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период интенсивного развития и преобразования психических процессов. Внимание, мышление, восприятие, сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление произвольности, способности регулировать процессы. Всё это будет к моменту поступления в школу. А сейчас все психические процессы, в том числе и память, носят непроизвольный характер. Важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать процесс запоминания специально (первые проявления произвольности, стимулировать воспоминания. Для развития памяти у младшего дошкольника существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации. Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, как можно развивать память ребёнка?
Публикация «Консультация для родителей средней группы „Как можно развить память у дете“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Средняя группа
- Темочки
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксирующего материала. Это очень важно для детей в повседневной жизни, на занятиях, в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому, для развития интеллекта очень важно включать игры и упражнения на развитие всех видов памяти.
От чего зависят способности к запоминанию? Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребёнок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники её применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше для запоминания прибегают к определенным приёмам - связывают новую информацию с прежним опытом. Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с учётом объёма знаний. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления у ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
Дошкольный возраст характеризуетсяинтенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.
Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти. В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов прекрасно развивает память.
Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можнозадать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т. д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно - уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Предлагаю игры для развития памяти :
1. Первая группа заданий. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.
2. Возможен более легкий вариант - в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребёнку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот - что было зелёного цвета, что розового.
3. Ещё одно упражнение такого же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите названия цветов, изображенных на картинке, и ещё двух - трёх растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного - двух цветков с картинки.
4. Следующее упражнение влияет не только на развитие памяти, прочтите еще раз допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.
5. Для расширения объема восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
6. Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребёнку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т. д. Или другой вариант - перечислите героев какой-либо сказки, естественно известной ему (дровосек, волк, бабушка и т. д., и попросите угадать что это за сказка.
7. Напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч», покажите их ребёнку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова. Время от времени, читая ребёнку известные ему четверостишья, «забывайте» последнее слово, а потом и целую строчку, предоставив ему возможность досказать стихотворение самому. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребёнок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребёнка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке.
8. Еще одна группа упражнений связана с тактильными ощущениями. Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребёнка на спине цветочек, букву, цифру и попросите назвать его. Или закройте малышу глаза попросите на ощупь назвать предмет, который вы будете давать ему в руки.
9. Ещё один важный момент, на который следует обратить внимание. Многие родители сетуют, что большинство детей воспринимают только зрительную информацию - прочитанную в книге, увиденную на картинке. А вот то, что они слышат, в большинстве своем проходит «мимо ушей». Чтобы этого избежать, предлагайте ребенку игры - упражнения, тренирующие восприятие информации «на слух». Например, можно поиграть в игру. Пусть ребёнок ловит мяч «на слова», в которых встречается буква «А», или можно «ловить» только цвет или животных. Вариантов может быть множество. А если нет возможности поиграть с мячом, то пусть в нужные моменты он просто хлопает в ладоши. Очень полезно слушать аудиокассеты со сказками. Только опять же не забудьте через какое-то время поговорить с ребёнком на тему того, что он слушал, задать ему ряд вопросов.
Игры:
"Запомни слова"
Для начала предложите малышу запомнить 3 слова. Это могут быть предметы, находящиеся в комнате. При этом на этапе обучения игре учите ребёнка применять ассоциации при запоминании. Говоря слово дверь поверните голову и посмотрите на дверь, чашка – найдите глазами чашку, ребёнок проследит за вашими действиями. Таким образом процесс запоминания станет легче, ведь ребёнок будет задействовать зрительные образы. Постепенно увеличивайте количество слов и называйте слова и предметы, которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации. Теперь ему просто придётся вспомнить образ предмета. А это большой шаг на пути развития памяти.
«Запомни картинки»
Перед ребёнком положите 3-5 картинок (можно использовать развивающие карточки) и предложите их запомнить. Ваш сын или дочка могут называть картинки, перекладывать их в удобном порядке, запоминать столько, сколько понадобится. Но не пропустите, когда запоминание перейдет в игру. После того, как на ваш вопрос: “Ты запомнил?” ребёнок ответит положительно, уберите картинки и спросите, какие картинки были. Если ребёнок затрудняется вспомнить какую-то картинку, можно задавать вопросы–подсказки, использовать ассоциации. Пригласите белочку или зайчика поиграть с вами. Отлично, если со временем малыш станет выступать в роли ведущего и эта игра станет весёлым семейным развлечением.
«Что под платочком»
С карточками, а так же любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так : положите перед малышом 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку под платочек. Задача ребёнка вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась под платочек.
Можно играть в развивающие игры онлайн с аналогичными заданиями.
«Что ты видел на картинке»
После рассматривания яркой картинки обязательно спросите малыша, что на ней нарисовано. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнку необходимо было вспоминать детали, отдельные элементы рисунка. Можно спрашивать и так : “На картинке была нарисована бабочка?” Спрашивать надо не только о тех предметах, которые нарисованы, но и о тех, которых там точно нет. Если ребёнок затрудняется, вместе рассмотрите картинку ещё раз.
«Весёлые стихи»
Огромное количество коротких стихов вызывают не только радость у ребёнка, но и способствуют развитию памяти. Не обязательно специально заставлять ребёнка заучивать стихотворение. Просто сами, играя с малышом, рассказывайте ему стихи, повторяйте их и чаще радуйтесь вместе с ним новым открытиям. Для заучивания отлично подойдут стихи на закрепление правильного звукопроизношения.
«Всё по местам»
Конечно, ваш малыш любит вам помогать. Вы вместе организуете уборку в доме, комнате. Не упустите этот момент и простимулируйте память ребёнка. Попросите его вспомнить, где должно висеть полотенце, где лежат книги, куда положить папин портфель и т. д. Естественно, это произойдёт, если у каждой вещи есть своё место и взрослые обращают на это внимание.
«Мы поедем в магазин»
Перед походом в магазин попросите ребёнка запомнить несколько вещей, которые надо купить. А в магазине попросите его напомнить. Эта игра способствует развитию отсроченной памяти.
«Шаловливый зайчик»
Перед ребёнком расставьте 3-5 игрушек и попросите запомнить их расположение. После того, как ребёнок закроет глаза, поменяйте местами некоторые из них. Оказывается, это зайчик пошалил и игрушки перепутал. Предложите малышу поставить всё в правильной последовательности.
«Стаканчики»
Возьмите 3-4 пластиковых стаканчика и при малыше под один из них спрячьте конфетку или маленькую игрушку. Через 1-2 минуты попросите ребёнка её найти. Развлекайтесь!
«Пуговицы»
Вы уже приобрели необходимый набор пуговиц и можете играть в разные развивающие игры. Вот одна из них. Из пуговиц выложите несложный узор или последовательность. Предложите сыну или дочке внимательно рассмотреть и запомнить. Закройте узор листочком, а малыш пусть выложит такой же по памяти. Затем откройте лист и сравните. Похвалите ребёнка за внимательность и старания.
«Таблицы»
Один из способов запоминания – кодирование слова или предложения значком или изображением. Учёные называют это мнемотехникой. С младшего дошкольного возраста можно использовать этот приём. Если в дальнейшем ребёнок научится пользоваться мнемотехникой, это увеличит объём его памяти, облегчит процессы запоминания и воспроизведения.
Например, вы с ребёнком решили выучить стихотворение А. Барто «Зайка» (можно использовать подходящие карточки или рисовать на листе самостоятельно). И так:
Зайку бросила хозяйка, (к этой строчке подойдет картинка зайчика и девочки)
Под дождём остался зайка. (картинка тучки с каплями и зайки)
Со скамейки слезть не смог, (картинка скамейки)
Весь до ниточки промок. (картинка зайки в луже или нитки)
Всё это вы можете нарисовать на листе в правильной последовательности. При следующем прочтении стихотворения при каждом слове или строчке указываете на нужную картинку, обсуждайте нарисованное с малышом. Более подробно ознакомившись с мнемотехникой для детей, вы сможете не только разучивать, но и пересказывать, и составлять сказки и рассказы.
Для начала предложите малышу запомнить 3 слова. Это могут быть предметы, находящиеся в комнате. При этом на этапе обучения игре учите ребёнка применять ассоциации при запоминании. Говоря слово дверь поверните голову и посмотрите на дверь, чашка – найдите глазами чашку, ребёнок проследит за вашими действиями. Таким образом процесс запоминания станет легче, ведь ребёнок будет задействовать зрительные образы. Постепенно увеличивайте количество слов и называйте слова и предметы, которые в данный момент ребёнку не доступны для ассоциации. Теперь ему просто придётся вспомнить образ предмета. А это большой шаг на пути развития памяти.
Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.
Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Перед прочтением сказки на ночь возьмите за правило беседу с ребёнком о том, какие события произошли сегодня. Спросите, что ему больше всего понравилось, что нет. Пусть расскажет, как обстоят дела в детском саду, что сказала бабушка и так далее. Можно за каждое воспоминание давать ребёнку фантик или звёздочку, а когда их наберётся достаточно, поменять на приз (игрушку или «Агушку» на ночь).
После прочтения книги или просмотра передачи всегда просите малыша рассказать вам то, что он услышал или увидел. Это полезно не только для развития памяти, но и формирования грамотной речи, богатой глаголами и прилагательными.
Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15-20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Перед прочтением сказки на ночь возьмите за правило беседу с ребёнком о том, какие события произошли сегодня. Спросите, что ему больше всего понравилось, что нет. Пусть расскажет, как обстоят дела в детском саду, что сказала бабушка и так далее. Можно за каждое воспоминание давать ребёнку фантик или звёздочку, а когда их наберётся достаточно, поменять на приз (игрушку или «Агушку» на ночь).
После прочтения книги или просмотра передачи всегда просите малыша рассказать вам то, что он услышал или увидел. Это полезно не только для развития памяти, но и формирования грамотной речи, богатой глаголами и прилагательными.
Хочется напомнить родителям, что процесс формирования психики ребёнка длительный и «ранимый». Наберитесь терпения, многократные повторения обязательно принесут свои плоды. Не ругайте ребёнка, если что-то не получается, ведь у каждого свой темп развития, свои индивидуальные особенности. Будьте чуткими к малышу и он ответит вам тем же. Удачи!