Максимова Ирина
Консультация для родителей «Способы заучивания стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
Способы заучивания стихотворений
Помните стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Публикация «Консультация для родителей „Способы заучивания стихотворений“» размещена в разделах
Классический способ заучивания стихотворений
• Подготовительный этап.
Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
• Выразительное чтение стиха взрослым.
Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
• Обсуждение. Задайте следующие вопросы?
– О чем стихотворение?
– Понравилось ли тебе?
– Что запомнилось из стихотворения?
– Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т. д.)
• Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете, и ребенок повторяет.
• Воспроизведение стиха ребенком.
Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.
Игровой способ заучивания стихотворений
• Обыгрываем стихотворение с игрушками, создаем своеобразное театральное представление.
Например, используем «У лукоморья дуб зеленый». Читаем первую строчку («у лукоморья дуб зеленый», в игрушках находим что-то, что будет дубом (например, можно взять готовое дерево из набора конструктора “Лего” или создать дерево из его деталей). Далее («златая цепь на дубе том», украшаем наш дуб цепью … Когда проиграли стихотворение, сразу же пробуем еще раз показать спектакль, но без заминок, и просим ребенка при этом повторять стихотворение. И потом, например, вечером можно показать спектакль-стихотворение папе или бабушке.
• Инсценировка стихотворения (читаем по ролям).
• Рисуем стихотворение. Попросить нарисовать стихотворение по строчкам.
Важно! Восприятие информации напрямую влияет на способ обучения:
Ребенок-аудиал хорошо запоминает, если ему зачитывать много раз одно и то же.
Маленькому кинестетику в процессе обучения нужно выполнять какие-то движения, жесты. Когда он повторяет строчку за вами, то может наматывать в это время ниточку в клубочек или складывать шарики в тарелочку, нанизывание бусинок на нитку и т. д.
Малышу-визуалу легче запомнить стихи, если он будет рассматривать иллюстрации или сам зарисовывать услышанное.
Заучивание по мнемотаблице
Под определенное стихотворение вы или ребенок создаете “специальную таблицу” (их называют мнемотаблицами, где в каждой клеточке схематично рисуете предмет или действие последовательно по каждому слову или фразе (можно нарисовать заранее или вместе с ребенком во время первых чтений стиха).
Когда вы читаете стихотворение, вместе с ребенком идете по последовательности в таблице (показываете ему на соответствующую картинку). А потом ребенок пробует по таблице воспроизвести стих.
Выбирайте правильно интервалы для повторения. Сначала стихотворение нужно повторить через 15 минут, чтобы закрепить в памяти. А следующее повторение – не раньше, чем через 3 — 4 часа. Тогда вы поймете, какие слова или строчки малыш запоминает с трудом. Прочитайте их заново. А на следующий день повторите выученное стихотворение.
Развивайте память и учите с ребенком стихи с удовольствием!