Виктория Александровна Притченко
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Дом - это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.
Публикация «Консультация для родителей „Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в различных видах.
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред» : для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Развивающая среда ребенка дошкольника обязательно должна включать игры, игрушки и пособия, «работающие» на следующие направления развития :
- Развитие речи : одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время.
- Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие : здесь займут достойное место шнуровки, бусы, мозаику, конструкторы, игрушки с застежками, кнопками, рычагами и переключателями, игрушки из разных на ощупь материалов, крупы и другие сыпучие материалы и т. п.
- Развитие логики : к этой зоне относятся кубики и паззлы, матрешки, пирамидки и сортеры.
- Развитие творческих способностей: здесь разместите материалы для творчества ребенка (краски, карандаши, бумагу, пластилин, цветную бумагу и картон).
-Музыкальное развитие : здесь расположите аудиозаписи и музыкальные инструменты.
- Физическое развитие
- Эмоционально-личностное развитие : сюда мы отнесем разнообразные игрушки и реквизит для сюжетно-ролевых игр, инсценировок, кукольного театра и т. п.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра.
Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.
Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития. Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно. Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.
Поощряйте эксперименты. «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»
Основные принципы, которые помогут вам управлять развивающей средой и получать максимум ее преимуществ:
Развивающая среда должна изменяться по мере роста и развития ребенка, отражать актуальные для него задачи и интересы.
Все материалы и игрушки должны находиться в свободном доступе, то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно взять с полки или достать из ящика то пособие или игру, которая заинтересовала его в данный момент времени.
Самое важное – сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для ребенка. Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно обследовать.
Немалую часть времени ребенок проводит с вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в которой хранятся дощечки с налепами из пластилина на них ребенок может воплощать свои фантазии из крупы и макарон. Можно использовать гречу, рис, горох, перец, отсчитывая макароны ребенок закрепляет счет, форму, цвет, также у ребенка развивается мелкая моторика, память, воображение, фантазия.
Прячьте мелкие предметы в крупные, продемонстрируйте, как интересно стучать крышкой о крышку или ложкой о дно кастрюли. Обратите внимание малыша на то, что кастрюли – разные по величине, и помогите ему правильно подобрать к ним крышки.
Малыш может вкладывать одну миску в другую и снова вынимать. Это поможет ему на практике познакомиться с тем, что такое размер. Если вас не пугает, что ребенок промокнет, налейте в таз воды, дайте ему чашку и ситечко, покажите разницу между ними.
Яркие жестяные коробочки из-под чая или конфет Многим детям нравится прятать разные предметы в сундучки и шкатулки.
На глазах у малыша спрячьте печенье в одну из коробочек и попросите найти его. Это поможет развить память и наблюдательность. Если малыш не видит, в какую из коробочек вы спрячете лакомство, это послужит развитию навыков поиска. Помогите ему научиться последовательно заглядывать в коробочки, откладывая в сторону уже проверенные.
Дома легко вместе с ребенком смастерить пальчиковый театр, ширмой может послужить большая коробка с вырезанными окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, бумаги.
В игре с куклами дети часто повторяют модель поведения своих родных, учатся вести себя вежливо. Играя в семью, дети учатся правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и поведения.
У ребенка должна своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки, потешки, считалки, прибаутки.
Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации.
Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок. Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках.
Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной.
Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать.
Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
.