Оксана Маняхина
Консультация для родителей «Создание генеалогического древа семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство дошкольника с родословной, создание генеалогического древа — это интересное и захватывающее дело, которое объединяет всю семью. Еще в старину родственные связи ценили, берегли и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает». Считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена.
Публикация «Консультация для родителей „Создание генеалогического древа семьи“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Работа с родителями
- Консультации для родителей
- Темочки
Современные дети не знают свою родословную, своего генеалогического древа. К сожалению, сегодня практически утрачен опыт изучения родословной, который позволял бы передавать семейные ценности и традиции, устанавливать связь между поколениями. В процессе работы выяснилось, дети почти ничего не знают о своих родителях, бабушках и дедушках. На вопросы как зовут – полным именем – папу и маму, чаще всего дети отвечают: «Просто мама или папа, или мама Света, папа Ваня». Затруднялись ответить на вопрос «Где работает мама?», отвечали «На работе» и т. п. Появилась идея создания родословной, родового древа каждого ребенка старших дошкольников.
Основной целью является воспитание любви к своим родным, к семье.
Основная задача предлагаемого материала состоит в том, чтобы формировать у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи, познакомить с понятием родословная, повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста, воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых;
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Таким образом, практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства любви к своим родственникам и окружающим, традициям в семье. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.
Целенаправленная и систематическая работа с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с семьей и родословной предполагает следующие результаты:
- иметь представления о родословной, традициях, обычаях в своей семье;
- научаться рассказывать о своей семье, понимать и объяснять смысл пословиц;
- развита связная речь, логическое мышление.
- воспитано доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь в семейной жизни.
Для чего надо изучать историю своей семьи?
А интересное семейное дело всегда благоприятно влияет на детей. Для малыша оно означает чувство сплочения, единства, в таких ситуациях он ощущает поддержку всей семьи и наполняется внутренней уверенностью.
Изучение истории семьи может стать вашей новой традицией, а традиции, как известно, помогают детям чувствовать постоянство и уверенность в меняющемся мире.
Новые знания расширяют кругозор малыша, знакомят его с временными характеристиками, понятиями «тогда» и «сейчас», «было» и «стало». Истории о том, как жили его предки, не то, что без телефона, а даже без машин развивает мышление, интеллект и речь ребенка, обогащает его внутренний мир.
Как же лучше всего знакомить ребенка с родословной?
Для эффективности работы по ознакомлению дошкольников с семье и родословной проводилась работа с родителями. При организации работы с родителями использовали разные формы: анкетирование, посиделки «Семейные традиции», досуг «Семейные традиции», консультация «Что такое генеалогическое древо?», круглый стол «Семейные традиции», родительские собрания «Моя семья - что может быть дороже», «Моя семья- что может быть дороже, папка-передвижка «Тайна моего имени», беседа «Мой ребенок», памятка для родителей «Традиции и обычаи в семье», совместные развлечения. Для родителей организовывала выставку книг по теме.
Семейное древо (или генеалогическое древо) — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными).
1. Как ни банально, но попробуйте составить дерево своей семьи. Для малыша вовсе необязательно, чтобы это были предки до 7-го колена. Достаточно будет родителей, братьев и сестер, если они есть, бабушек, дедушек и тетей с дядями. Сам вид семьи в одном месте (на кроне дерева) действует на ребенка впечатляюще. Он осознает себя и других родственников одним целым, ощущает себя причастным к ним. Можно придумать герб своей семьи и придумайте ее девиз.
2. Заведите семейную книгу или фотоальбом с реальными распечатанными фотографиями. Каждый год, просматривая такую книгу или альбом, во-первых, заново сможете пережить все события этого года, во-вторых у ребенка появится ощущение текучести времени, понимание того, что оно уходит. И в-третьих, он сможет на физическом уровне ощутить, пощупать часть свой семейной истории.
3. Обращайте внимание ребенка на те картины и иллюстрации, где изображена семья, например: Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV»; В. Баюскин «За обедом»; Ю. Кугач «В субботу», «У колыбели»; В. Перов «Рыбная ловля»; К. Маковский «Рассказы деда», «Семейный портрет»; И. Корзухин «Бабушка с внучкой».
Читайте стихи и рассказы про семью : В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»; В. Осеева «Сыновья»; Е. Благинина «Бабушка-забота», «Посидим в тишине»; Л. Воронковой «Бабушкины дела»; М. Дружинина «Открытка»; Т. Тахистова «Семья»; В. Берестов «Любили тебе без особых причин»; Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»; Н. Магай «Моя мама и я»;