Наталья Геннадьевна Орлова
Консультация для родителей «Современный подход к развитию творческой личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его творческой личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм ее воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. К важнейшим показателям креативности относится творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе - свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «интеллектуальные способности»,
Публикация «Консультация для родителей „Современный подход к развитию творческой личности“» размещена в разделах
«музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.
К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода : один, представленный в большинстве современных исследований, определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей; другой, возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педагогике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных
качеств.
Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной среде (Р. М. Чумичева).
Существует научное направление (Е. П. Белозерцев, которое трактует
культурно-образовательную среду как «совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живет и развивается человек. Знания, наука - средство приспособления к жизни в этой атмосфере, приобщения к абстракциям, понятиям, теоретическим моделям». Но это также и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность населения». Культурно - образовательная среда понимается представителями данного направления как средство формирования «живого, жизненного» знания, активно воздействующего на разум, чувства, эмоции, веру индивида.
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности. Для ребенка
дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности (чему-то научиться). Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально- эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.
Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.
К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников. На передний план выдвигаются образовательные задачи, и забывается основная - сохранение и укрепление здоровья детей. Детский сад перестает дарить детям радость, превращаясь в начальную ступень школы. Поэтому, более современным является стремление направить музыкальную методику в русло гуманитарной педагогики и поместить предмет музыки в круг других «наук».
В настоящее время все большее распространение получают интегрированные занятия; привычной становится ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, более «музыкальными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей. Появление музыкально - методических эпизодов на других занятиях закономерно – известна их способность снимать усталость (психическую и мышечную, повышать тонус, переключать внимание или активизировать его, чередовать пассивную и активную форму деятельности. Огромное
значение музыки как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, отстраняет нечто мешающее (пусть на данный момент, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять и т. д.
В музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его развитие. О проблеме значимости социальной среды в развитии детей говорил В. А. Ясвин, который показал, что педагоги должны учитывать не только среду учреждения, но и особенности семей воспитанников, в том числе взаимодействия с ребенком в процессе домашнего музыкального воспитания.
Таким образом, творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей. В современном подходе также обозначены многие другие моменты.
Это и пальчиковые игры, и дидактические игры, и импровизация детьми. Все это дает детям развить свои способности, координацию, ритмику и способность творчески самовыражаться. Только постоянно занимаясь такими видами деятельности, музыкальный руководитель развивает дальше творческие способности детей.
Любые способности формируются на основе задатков детей. Ученые, занимающиеся проблемами способностей, установили - задатки к музыкальной деятельности есть у всех! Но решающее значение для ребенка имеют именно первые шесть лет жизни. Каким ребенок станет - зависит от того, насколько интенсивно шло его развитие в эти годы. Неслучайно многие педагоги начинают обучать детей музыке как можно раньше. В этом возрасте ребенок все воспринимает легко и непринужденно. Так, давайте же, приложим максимум усилий, чтобы мир музыки стал ближе и понятней нашим малышам.