Папки-передвижки

Консультация для родителей «Социализация дошкольников с ОВЗ»

Черкина Эльвира
Консультация для родителей «Социализация дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о распространенности различных отклонений в развитии детей. По данным международной организации по образованию ЮНЕСКО, в мире насчитывается 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками.

В нашем детском саду функционирует специализированная группа для детей с нарушением интеллекта. Группа разновозрастная, смешанная (от 4 до 8 лет). Дети поступают к нам по заключению ПМПК и, конечно, с согласия родителей.

Темочки:

Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые.

В последние годы специальная педагогика выдвигает на первый план интеграцию в общество, как социализацию данной категории детей.

У детей с особыми образовательными потребностями процесс социализации затруднен. У них наблюдаются нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций, двигательной сферы, произвольности внимания. Это приводит к тому, что дети с нарушением интеллекта с первых дней пребывания в детском саду испытывают серьезные трудности, приводящие к отставанию в усвоении программного материала даже для детей данной категории. Педагогами отмечается быстрая утомляемость воспитанников, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. Имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребенок «слушает, но не слышит, смотрит, но не видит».

Кроме нарушений в познавательной деятельности, у детей, посещающих специализированную группу, присутствуют вторичные отклонения в развитии (нарушение зрения, нарушение слуха, опорно-двигательного аппарата). Присутствие детей со сложной структурой дефекта предполагает, что сенсорные нарушения выражены ярче.

В связи с этим, к приоритетным направлениям ранней социализации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, отношу сенсорное развитие, так как восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного).

Для меня, как учителя-дефектолога, проблема социализации дошкольников, имеющих нарушения в познавательной сфере особо актуальна и чем раньше начать этот процесс, тем легче дети адаптируются в общество.

Именно в детском саду, мы имеем огромные возможности научить ребенка познавать мир, себя и окружающих, научить ребенка различным формам общения.

Социализация будет успешной при условии интегрированного подхода, направленного как на сенсорное развитие, так и на познавательную сферу. Для этого требуется особое внимание к подбору методов, используемых педагогом. Имея огромный арсенал методов коррекции, воспитания и обучения, задача учителя-дефектолога выбрать наиболее оптимальные и эффективные методы социализации детей с особыми образовательными возможностями.

Цель моей работы: обеспечение ранней социализации детей дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Ведущее место в системе работы по обеспечению социализации детей данной категории отвожу методам, направленным на сенсорное развитие, так как восприятие объектов, предметов, явлений, действительности является средством познания окружающего мира.

В своей работе использую специальную диагностику Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой, которая предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности у ребенка с умственной недостаточностью в возрасте от 4 до 8 лет. Целью психолого-педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности.

Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения заданий.

Затем к диагностике подключаются специалисты: педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

После проведенной мной диагностики, сбора анамнеза, бесед с родителями, было выявлено, что:

• дети с ограниченными возможностями здоровья не учитывают внешние признаки предметов, включенных в деятельность;

• у детей крайне недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов;

• знают название цвета в среднем менее трети детей, при этом наиболее известными оказались красный и зеленый; самостоятельное называние цвета доступно значительно меньшему количеству детей;

• не достаточно в сформировано восприятие величины;

• с трудом выполняют задания, включающие пространственные отношения;

• не дифференцирует большая часть детей звучание музыкальных инструментов.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляю по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта”.

Материал в ней распределен по 4 этапам обучения. На основании полученных данных, я комплектую подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений. Так, вновь поступившие дети, могут по уровню своего развития получать знания сразу по 2 или 3 году обучения. Или наоборот, несколько лет усваивать материал 1 года обучения.

Все вышесказанное и определяет содержание и методы системного, дифференцированного педагогического воздействия.

Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает :

1) обучение детей обследованию предметов;

2) формирование представлений о сенсорных эталонах через сравнение. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

• Принцип единства диагностики и коррекции

• Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации

• Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных возможностей

• Принцип последовательности

• Принцип наглядности

• Принцип доступности и индивидуализации

• Принцип комплексности

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий, на которых, знакомлю детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

На первом этапе обучения использую способность детей к подражанию (сначала все действия выполняю совместно с ребенком, затем показываю, как выполнить).

Правильной ориентировки детей достигаю в результате специфических действий пообследованию предметов, величины, формы объекта, учу детей определять пространственные взаимоотношения.

Для формирования компонентов сенсорного воспитания использую практические задания и упражнения, которые позволяют сформировать умения удерживать предметы в руках; совершать элементарные исследовательские действия (сжимать, перекладывать, катать, поворачивать и т. д).

Тематическое планирование материала согласую со временем года, с сезонными явлениями, с лексической темой по ознакомлению с окружающим, опираясь на жизненный опыт детей.

В дальнейшем включаю упражнения на распознание и умение различать форму и величину; упражнения на выбор по образцу; выбор по словесному обозначению; упражнения в форме подвижных и дидактических игр. Один и тот же материал использую многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить.

Знакомство с геометрическими фигурами происходит путем сравнения с уже знакомыми формами. Использую «геометрические ориентиры» при поиске предметов различной формы в окружающей обстановке.

На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусматриваю решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности (изобразительной, трудовой, игровой).

Формирование представлений о цвете требует особого внимания, поскольку цвет является тем свойством, которое нельзя обследовать рукой. Поэтому на начальном этапе выделение цвета осуществляю через соотнесение предметов между собой. В дальнейшем - обучаю группировке без использования образца. При выполнении каждого действия называю цвет предмета, постепенно добиваясь повторения и самостоятельного его названия ребенком.

Сенсорное воспитание планирую в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.

Так как ведущим видом деятельности и основой становления является игра, с детьми данной категории использую игры, в которых усвоение материала протекает незаметно, в практической деятельности. Стараюсь применять многофункциональные дидактические игрушки, которые одновременно развивают цветовосприятие, величину, способность ориентироваться на плоскости.

При работе с дошкольниками специализированной группы, была разработана система коррекционно - развивающей деятельности.

Учитель - дефектолог, педагог - психолог, музыкальный руководитель, воспитатели работают в тесном контакте друг с другом. Наш педагогический коллектив стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Избежать многих проблем в усвоении программного материала для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта помогает интегрированная непосредственно – образовательная деятельность, на которой в процессе изучения темы применяются знания и умения, полученные в процессе ознакомления с окружающим, развития речи, музыкального творчества и продуктивной деятельности.

В связи с необходимостью проведения непосредственно-образовательной музыкальной деятельности с группой детей, неоднородной как по возрастному составу, так и по структуре дефекта, году обучения мною совместно с музыкальным руководителем был разработан и апробирован комплекс интегрированных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья по сенсорному воспитанию через музыкальную деятельность.

Интегрированные занятия строю с учетом общих задач музыкально - сенсорного развития детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, которые помогают детям облегчить восприятие программного материала.

Структура проведения интегрированных занятий различна в смешанных разновозрастных подгруппах для детей с различными нарушениями. В структуру занятий включаю ритмические разминки, которые формируют навыки ритмичного и координированного движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку.

Занятия строю таким образом, чтобы в содержание входил комплекс дидактических игр и упражнений, способствующий развитию таких качеств, как, ориентировка в пространстве, зрительное, слуховое, тактильно – двигательное восприятие. Все это расширяет практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.

Лексические темы, которые я отрабатываю на своих занятиях, подбираю и сочетаю таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обогащался и расширялся при изучении других. Например: темы «Овощи», «Фрукты», «Грибы» находят отражение в теме «Осень». Выбрав тему, согласую содержание работы на занятиях, подбираю игры, упражнения, методы обучения со специалистами и воспитателями.

Взаимодействие с музыкальным руководителем в коррекционном процессе позволило в интересной форме научить дошкольников с нарушением интеллекта сформировать представление о многообразии окружающего мира. Проведение интегрированных занятий дает возможность параллельно закрепить коммуникативные, музыкальные навыки и освоить сенсорные эталоны.

Как показывает мой опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется педагогическая поддержка. Как правило, родители не имеют представления о целях, методах коррекционно – развивающего обучения, перекладывают заботу о воспитании на образовательное учреждение, стесняются своего неполноценного ребенка, прячут его от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений.

Для того, чтобы развить детско-родительские отношения, провожу индивидуальные занятия с участием родителей, на которых они могут не только увидеть способности и возможности своего ребенка, но и принять участие в коррекционно-развивающем процессе.

Консультирую родителей, какие игры и игрушки лучше приобретать для сенсорного развития ребенка.

На родительских собраниях даю рекомендации, как можно закрепить материал, изученный в детском саду, в игровой, непринужденной, домашней обстановке.

Таким образом, в результате проведенной работы дети 3 года обучения используют представления о цвете, форме, величине в дидактических играх, упражнениях, в процессе повседневной жизни (различают цвет светофора, могут выбрать форму по названию, находят самого высокого, низкого ребенка, умеют выполнять простые постройки из строительного материала, используя детали различной формы). У детей сформировались умения использовать сенсорную информацию в процессе хозяйственно – бытового труда (следить за своим внешним видом и замечать неполадки в одежде, поливать комнатные растения при сухой почве). Научились выделять из фона и узнавать объекты на слух: звонок телефона, шум холодильника, работающего пылесоса, звук закипающей воды в чайнике. В процессе умывания могут определить холодную/теплую воду, сухие/мокрые руки. Определяют направление звука (справа, слева, впереди, сзади).

Большинство выпускников нашей группы поступает в специализированную (коррекционную) школу – интернат VIII вида.

Педагоги специализированной школы – интернат № 36, с которыми мы сотрудничаем, отмечают, что дети, поступившие в 1 класс, способны обучаться по программе для детей данной категории.

Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольников «Пища для ума» Как развивать интеллект ребенка? Традиционный рецепт включает в себя чтение, познавательные беседы, размышления, поиск решений, получение.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Разница в общении с мальчиками и девочками. Мальчики. Обычно не следят.

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Социализация дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 11:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Социализация дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Черкина Эльвира (УИ 3507025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД