Черкина Эльвира
Консультация для родителей «Социализация дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о распространенности различных отклонений в развитии детей. По данным международной организации по образованию ЮНЕСКО, в мире насчитывается 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками.
В нашем детском саду функционирует специализированная группа для детей с нарушением интеллекта. Группа разновозрастная, смешанная (от 4 до 8 лет). Дети поступают к нам по заключению ПМПК и, конечно, с согласия родителей.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые.
В последние годы специальная педагогика выдвигает на первый план интеграцию в общество, как социализацию данной категории детей.
У детей с особыми образовательными потребностями процесс социализации затруднен. У них наблюдаются нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций, двигательной сферы, произвольности внимания. Это приводит к тому, что дети с нарушением интеллекта с первых дней пребывания в детском саду испытывают серьезные трудности, приводящие к отставанию в усвоении программного материала даже для детей данной категории. Педагогами отмечается быстрая утомляемость воспитанников, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. Имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребенок «слушает, но не слышит, смотрит, но не видит».
Кроме нарушений в познавательной деятельности, у детей, посещающих специализированную группу, присутствуют вторичные отклонения в развитии (нарушение зрения, нарушение слуха, опорно-двигательного аппарата). Присутствие детей со сложной структурой дефекта предполагает, что сенсорные нарушения выражены ярче.
В связи с этим, к приоритетным направлениям ранней социализации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, отношу сенсорное развитие, так как восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного).
Для меня, как учителя-дефектолога, проблема социализации дошкольников, имеющих нарушения в познавательной сфере особо актуальна и чем раньше начать этот процесс, тем легче дети адаптируются в общество.
Именно в детском саду, мы имеем огромные возможности научить ребенка познавать мир, себя и окружающих, научить ребенка различным формам общения.
Социализация будет успешной при условии интегрированного подхода, направленного как на сенсорное развитие, так и на познавательную сферу. Для этого требуется особое внимание к подбору методов, используемых педагогом. Имея огромный арсенал методов коррекции, воспитания и обучения, задача учителя-дефектолога выбрать наиболее оптимальные и эффективные методы социализации детей с особыми образовательными возможностями.
Цель моей работы: обеспечение ранней социализации детей дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Ведущее место в системе работы по обеспечению социализации детей данной категории отвожу методам, направленным на сенсорное развитие, так как восприятие объектов, предметов, явлений, действительности является средством познания окружающего мира.
В своей работе использую специальную диагностику Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой, которая предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности у ребенка с умственной недостаточностью в возрасте от 4 до 8 лет. Целью психолого-педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения заданий.
Затем к диагностике подключаются специалисты: педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
После проведенной мной диагностики, сбора анамнеза, бесед с родителями, было выявлено, что:
• дети с ограниченными возможностями здоровья не учитывают внешние признаки предметов, включенных в деятельность;
• у детей крайне недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов;
• знают название цвета в среднем менее трети детей, при этом наиболее известными оказались красный и зеленый; самостоятельное называние цвета доступно значительно меньшему количеству детей;
• не достаточно в сформировано восприятие величины;
• с трудом выполняют задания, включающие пространственные отношения;
• не дифференцирует большая часть детей звучание музыкальных инструментов.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляю по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта”.
Материал в ней распределен по 4 этапам обучения. На основании полученных данных, я комплектую подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений. Так, вновь поступившие дети, могут по уровню своего развития получать знания сразу по 2 или 3 году обучения. Или наоборот, несколько лет усваивать материал 1 года обучения.
Все вышесказанное и определяет содержание и методы системного, дифференцированного педагогического воздействия.
Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает :
1) обучение детей обследованию предметов;
2) формирование представлений о сенсорных эталонах через сравнение. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
• Принцип единства диагностики и коррекции
• Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации
• Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных возможностей
• Принцип последовательности
• Принцип наглядности
• Принцип доступности и индивидуализации
• Принцип комплексности
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий, на которых, знакомлю детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
На первом этапе обучения использую способность детей к подражанию (сначала все действия выполняю совместно с ребенком, затем показываю, как выполнить).
Правильной ориентировки детей достигаю в результате специфических действий пообследованию предметов, величины, формы объекта, учу детей определять пространственные взаимоотношения.
Для формирования компонентов сенсорного воспитания использую практические задания и упражнения, которые позволяют сформировать умения удерживать предметы в руках; совершать элементарные исследовательские действия (сжимать, перекладывать, катать, поворачивать и т. д).
Тематическое планирование материала согласую со временем года, с сезонными явлениями, с лексической темой по ознакомлению с окружающим, опираясь на жизненный опыт детей.
В дальнейшем включаю упражнения на распознание и умение различать форму и величину; упражнения на выбор по образцу; выбор по словесному обозначению; упражнения в форме подвижных и дидактических игр. Один и тот же материал использую многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить.
Знакомство с геометрическими фигурами происходит путем сравнения с уже знакомыми формами. Использую «геометрические ориентиры» при поиске предметов различной формы в окружающей обстановке.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусматриваю решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности (изобразительной, трудовой, игровой).
Формирование представлений о цвете требует особого внимания, поскольку цвет является тем свойством, которое нельзя обследовать рукой. Поэтому на начальном этапе выделение цвета осуществляю через соотнесение предметов между собой. В дальнейшем - обучаю группировке без использования образца. При выполнении каждого действия называю цвет предмета, постепенно добиваясь повторения и самостоятельного его названия ребенком.
Сенсорное воспитание планирую в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Так как ведущим видом деятельности и основой становления является игра, с детьми данной категории использую игры, в которых усвоение материала протекает незаметно, в практической деятельности. Стараюсь применять многофункциональные дидактические игрушки, которые одновременно развивают цветовосприятие, величину, способность ориентироваться на плоскости.
При работе с дошкольниками специализированной группы, была разработана система коррекционно - развивающей деятельности.
Учитель - дефектолог, педагог - психолог, музыкальный руководитель, воспитатели работают в тесном контакте друг с другом. Наш педагогический коллектив стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Избежать многих проблем в усвоении программного материала для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта помогает интегрированная непосредственно – образовательная деятельность, на которой в процессе изучения темы применяются знания и умения, полученные в процессе ознакомления с окружающим, развития речи, музыкального творчества и продуктивной деятельности.
В связи с необходимостью проведения непосредственно-образовательной музыкальной деятельности с группой детей, неоднородной как по возрастному составу, так и по структуре дефекта, году обучения мною совместно с музыкальным руководителем был разработан и апробирован комплекс интегрированных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья по сенсорному воспитанию через музыкальную деятельность.
Интегрированные занятия строю с учетом общих задач музыкально - сенсорного развития детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, которые помогают детям облегчить восприятие программного материала.
Структура проведения интегрированных занятий различна в смешанных разновозрастных подгруппах для детей с различными нарушениями. В структуру занятий включаю ритмические разминки, которые формируют навыки ритмичного и координированного движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку.
Занятия строю таким образом, чтобы в содержание входил комплекс дидактических игр и упражнений, способствующий развитию таких качеств, как, ориентировка в пространстве, зрительное, слуховое, тактильно – двигательное восприятие. Все это расширяет практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.
Лексические темы, которые я отрабатываю на своих занятиях, подбираю и сочетаю таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обогащался и расширялся при изучении других. Например: темы «Овощи», «Фрукты», «Грибы» находят отражение в теме «Осень». Выбрав тему, согласую содержание работы на занятиях, подбираю игры, упражнения, методы обучения со специалистами и воспитателями.
Взаимодействие с музыкальным руководителем в коррекционном процессе позволило в интересной форме научить дошкольников с нарушением интеллекта сформировать представление о многообразии окружающего мира. Проведение интегрированных занятий дает возможность параллельно закрепить коммуникативные, музыкальные навыки и освоить сенсорные эталоны.
Как показывает мой опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется педагогическая поддержка. Как правило, родители не имеют представления о целях, методах коррекционно – развивающего обучения, перекладывают заботу о воспитании на образовательное учреждение, стесняются своего неполноценного ребенка, прячут его от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений.
Для того, чтобы развить детско-родительские отношения, провожу индивидуальные занятия с участием родителей, на которых они могут не только увидеть способности и возможности своего ребенка, но и принять участие в коррекционно-развивающем процессе.
Консультирую родителей, какие игры и игрушки лучше приобретать для сенсорного развития ребенка.
На родительских собраниях даю рекомендации, как можно закрепить материал, изученный в детском саду, в игровой, непринужденной, домашней обстановке.
Таким образом, в результате проведенной работы дети 3 года обучения используют представления о цвете, форме, величине в дидактических играх, упражнениях, в процессе повседневной жизни (различают цвет светофора, могут выбрать форму по названию, находят самого высокого, низкого ребенка, умеют выполнять простые постройки из строительного материала, используя детали различной формы). У детей сформировались умения использовать сенсорную информацию в процессе хозяйственно – бытового труда (следить за своим внешним видом и замечать неполадки в одежде, поливать комнатные растения при сухой почве). Научились выделять из фона и узнавать объекты на слух: звонок телефона, шум холодильника, работающего пылесоса, звук закипающей воды в чайнике. В процессе умывания могут определить холодную/теплую воду, сухие/мокрые руки. Определяют направление звука (справа, слева, впереди, сзади).
Большинство выпускников нашей группы поступает в специализированную (коррекционную) школу – интернат VIII вида.
Педагоги специализированной школы – интернат № 36, с которыми мы сотрудничаем, отмечают, что дети, поступившие в 1 класс, способны обучаться по программе для детей данной категории.