Елена Коптелова
«Виртуальная экскурсия на Северный полюс». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Золотая рыбка» города Буденновска Буденновского района»
Воспитатель: Коптелова Е. Э.
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Виртуальная экскурсия на Северный полюс».
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Задачи.
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей о Севере и животных обитающих на нём, их характерных признаках и повадках;
познакомить с особенностями жизни белого медведя
Развивающие:
развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, систематизацию, исключение);
расширять зрительную и слуховую память, внимание;
развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;
продолжать формировать грамматически правильную речь, умение вести диалог;
расширять словарь детей.
Воспитательные:
продолжать формировать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать;
воспитывать умение общаться во время игры, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу, интерес к разнообразному животному миру.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Воспитатель: (Дети входят в группу. Встают вокруг воспитателя)
Дети, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, правильно и красиво (дети говорят «здравствуйте»)
Давайте поприветствуем друг друга.
Предлагаю вам встать в добрый круг.
«Собрались ребята тут,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмитесь,
И друг другу улыбнитесь».
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
2. –Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Скажите, что это (на экране карта Земли) Слайд 1
-А что этот такое (это схематичное изображение рек морей гор суши на нашей планете)
-Какие цвета есть на карте?
-Что они обозначают?
-Вы любите путешествовать?
-Предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда отгадайте.
Там очень холодно, там всегда зима.
Там лежат холодные вечные снега.
Там медведи белые бродят круглый год,
Морж усатый медленно в полынье плывет…
Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка?
Куда мы с вами отправимся? На Северный полюс.
-Мы отправимся в познавательную экскурсию в Арктику и узнаем, какие животные там живут, и как они приспособились к жизни в таких суровых условиях.
У меня есть макет нашей Земли –… это (глобус). Мы можем найти на глобусе Северный полюс? Как можно узнать его сразу же?
Дети: он белого цвета.
В: Как вы думаете почему он весь окрашен в белый цвет?
Дети: много снега
В: Потому что Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Давайте посмотрим на глобусе Северный полюс.
А вы хотите побывать на Северном полюсе? (Да)
Как вы думаете, а Северный полюс находится близко или далеко? (Ответы детей)
А как нам это сделать? (Предположения детей).
На чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете? (На самолете)
Но перед тем как отправиться в дальнее путешествие давайте подумаем а что нам понадобится на Северном полюсе (теплая одежда, аптечка, бинокль, верёвка, карта, еда, вода и т. д.) А у нас с вами это сейчас есть? А что же делать? Мы совершим не простую, а виртуальную экскурсию при помощи экрана и компьютера.
-Давайте виртуально перенесемся туда не обычным способом, а сказочным. Помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», как попала девочка Женя на Северный полюс? Вот и мы с вами оторвем лепесток и скажем заветные слова:
Лети-лети лепесток, через запад и восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы сейчас оказались на Северном полюсе!»
Слайд
А на крайнем севере зима,
Заснежены просторы.
Полгода вместо солнца тьма,
И тускло светят звезды!
-Как много снега! Слайд 3
- Как же мы пройдём по такому глубокому снегу? Нужно встать на воображаемые лыжи (имитация ходьбы на лыжах).
-Расскажите, что вы видите впереди? (слова сопровождаются изображением Северного полюса, айсбергов, полярного сияния на экране - дети рассказывают и объясняют.) Слайд 4
-Что это такое? Это айсберги Что такое айсберг (крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море.) Какой океан находится на Северном полюсе? Северный ледовитый океан. Почему так называется? Какие еще океаны вы знаете? (Тихий, Атлантический, Индийский)
Почему так темно? Это наступила полярная ночь. Она длится полгода.
- А это что? Северное сияние.
Вот как описывает северное сияние один путешественник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, четкие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели».
Интересно каких животных можно встретить на Северном полюсе
Д / и «Отгадай обитателей Севера».
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы - бурый…. (морж)
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (тюлень)
Странный гладкий серый кот,
Рыбу есть, во льдах живет,
Есть усы, и хвост, и ротик,
Кто же это?- Морской…. (котик)
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые…. (медведи)
Воспитатель: Белый медведь – это главный житель северных просторов. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. На самом деле Арктика переводится как медведь.
Ребята, как вы думаете белый медведь похож на бурого медведя?
Дети отвечают: (да).
- Чем отличается белый медведь от бурого?
Дети отвечают: (цвет шерсти - белый, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере).
- А чем похож он на бурого медведя?
Дети отвечают: (такие же лапы, такой же большой).
Физкультминутка «О севере»
Дуют ветры ледяные (дети машут руками вверх)
Горы снежные, крутые (рука поднять вверх, встать на носочках)
Там о лете не слыхали (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли (обнять себя руками)
Он не мал и не велик (руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк (хлопают в ладоши на уровни груди)
Поисково-познавательная деятельность.
Опыт «Почему у белого медведя не замерзает шерсть в холодной воде?»
-Скажите, кто из животных Севера большой лакомка и может утащить баночку сгущенки из запасов полярников? Белый медведь.
-Ребята, скажите, что любят делать белые медведи больше всего? Плавать и нырять.
-Да, интересно, почему у медведя не замерзает шерсть после купания в ледяной воде, как вы думаете?
-Почему он не покрывается коркой льда? Хотите узнать его секрет?
-Тогда пойдемте в полярную лабораторию и проведем небольшой опыт.
Воспитатель предлагает провести эксперимент и пройти за столы.
-Прежде чем проводить опыт, давайте вспомним правила пользования водой и увеличительным прибором-лупой.
-Опустите руку в ёмкость с водой и выньте!
Дети отмечают, что рука стала сырой.
-Тряхните рукой!
Дети отряхивают руку и приходят к выводу, что вода осталась на руке.
-Посмотрите через лупу, сколько капель на руке?
-А что случилось бы с рукой на морозе?
Дети высказывают свои предположения и вытирают руку салфеткой.
-А теперь попробуйте намазать руку маслом и после этого опустить её в эту же ёмкость.
-Что вы заметили?
-Почему вода не покрывает всю руку и собралась капельками?
-Тряхните рукой!
Дети отряхивают руку и обращают внимание, что капельки легко отлетели. Потом смотрят через лупу.
После этого вытирают руки салфеткой.
- Какой можно сделать вывод, относительно шкуры медведя? Она не замерзает, потому что шерсть животного покрыта слоем жира, с которого скатывается холодная вода.
слайд
А вот и коренной житель этих мест. Какой он национальности, вы узнаете, когда выполните задание. Посмотрите на картинку. Назовите предмет, который здесь изображен. Какой первый звук в этом слове? Возьмите нужную букву и прикрепите под картинкой.
СЛОВА чебурашка, утка, крот, чемодан, автобус.
Какое слово получилось?
Д: чукча
В: нас встречает чукча. Он живет на севере нашей страны. Одежда и обувь чукчей шьется из шкур и кож оленей и морских млекопитающих, они прочны и теплы.
А живут чукчи в чумах. Слайд
Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами.
Чукчи разводят собак и оленей. Как мы назовем такого человека?
В: правильно, собаковод и оленевод.
В свободное время чукчи собираются и устраивают пляски под свои национальные инструменты.
Ну вот и побывали мы на северном полюсе. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вернемся с помощью нашего цветка.
В: Отрываю лепесток. Произносим слова.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели. Вели чтобы мы все вернулисьв детском саду.
В: вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось путешествовать?
Дети: Да.
В: Что вам больше всего понравилось и запомнилось?