Явруян Елена Антраниковна
Консультация для родителей «Сказки, способствующие достижению успеха и повышению самооценки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки, способствующие достижению успеха и повышению самооценки».
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории – Явруян Е. А.
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребенка. Взяв за основу воспитания дошкольника сказку, стараемся научить детей рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, что даёт им возможность совершить огромный скачок в развитии, который будет способствовать становлению личности.
Публикация «Консультация для родителей „Сказки, способствующие достижению успеха и повышению самооценки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Опираясь на важность и необходимость формирования личности ребенка в дошкольном возрасте и проблему способа решения данного вопроса, я обратилась к процессу воспитания самооценки у дошкольников с помощью сказки.
Почему? Да потому, что именно знакомство со сказкой является одним из наиболее эффективных методов интеграции личности. Сказка расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром. Сказка и внутренний мир ребенка не отделимы друг от друга.
Исходя из этого, попыталась решить проблему формирования личности дошкольника и повышения уровня его самооценки посредством сказки. Проблема воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов становления личности.
Современный период совершенствования процесса воспитания личности происходит в направлении повышения его качества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, который включает в себя разносторонние воздействия на личность (Н. В. Бордовская, Б. Г. Лихачев, Н. К. Степаненко).
Изучение проблемы использования сказки для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. В условиях западнизации отечественной культуры сведены до минимума традиции семейного чтения. Родители в малой степени уделяют внимание формированию нравственных представлений у детей, использованию сказки для воздействия на эмоции ребенка, мотивации его поступков в условиях социализации личности дошкольника. Ведь естественной составляющей повседневной жизни малыша является сказка – одно из самых чистых и живительных источников формирования этических эталонов и представлений. Благодаря воспитанию через сказку у детей раздвигаются границы их внутреннего мира, что является необходимой предпосылкой формирования навыков учебной деятельности, показателем дошкольной зрелости.
Педагогическая идея опыта заключается в разработке формы планомерного воздействия на детей, помогающей педагогам, родителям использовать процесс становления личности дошкольников, повышения их самооценки с помощью сказки.
Для решения поставленных перед собой задач я использовала следующие методы и приемы:
• практические;
• словесные;
• наглядные.
Наша работа проводилась в трех направлениях:
• работа с детьми;
• работа с родителями;
• работа с воспитателями.
Формы работы
I. Работа с детьми:
• занятия;
• игровая деятельность;
• беседы;
• слушание, чтение сказок;
• сочинительство;
• моделирование;
• театрализованная деятельность;
• проектная деятельность;
• трудовая деятельность;
• развлечения;
• приемы сказкотерапии.
II. Работа с родителями :
• родительские собрания;
• консультации;
• анкетирование;
• совместные с детьми развлечения и праздники;
• выставки и конкурсы (совместные работы родителей и детей);
• беседы с родителями.
III. Работа с воспитателями:
• консультации для воспитателей;
• семинар-практикум;
• мастер-класс;
• открытые занятия с детьми для воспитателей.
Мы обустроили в группе уголок сказки и разместили там книги, яркие иллюстрации, сказочных персонажей из кукольного театра, дидактические игры. Широко использовали такую форму работы как беседа по картинке, по сказке, о сказочном герое. Проводили беседы, как с группой детей, так и индивидуально. Так как дети отличались друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками, избрали решающим на данном этапе метод непосредственного общения с ребенком. Ведь от того, как сложатся и будут развиваться отношения ребенка со взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения при контактах с более широким кругом людей.
Дети постепенно становились более общительными, с удовольствием рассматривали иллюстрации, пересказывали с их помощью небольшие сказки. После этого детям предлагались этюды-драматизации. Например: «Колобок катится по дорожке» (под музыкальное сопровождение).
Предлагаем детям с помощью пластики показать как колобок укатился по дорожке от бабушки с дедушкой.
Затем проводится рефлексия.
– Какую сказку мы рассказали?
– Кто герои сказки «Колобок»?
– Каким героем вы хотели бы стать?
Никто из детей не захотел быть лисой. Отсюда вывод – уровень самооценки у детей значительно повышается, а как известно с помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Постепенно в работу включились и вы - родители. Многие стали нам помогать. Вы просили совета о том, какие сказки читать, как правильно провести беседу, какие вопросы задавать детям.
В течение года контроль основывался только на наблюдениях за детьми на занятиях и в различных видах деятельности. К концу года можно было увидеть динамику развития личностных качеств.
Таким образом, результативность деятельности по формированию личности дошкольника и повышения его самооценки оптимальна. У детей возросли коммуникативные умения, в частности умение договариваться, осуществлять контроль, оценивать результат совместной деятельности, оказывать помощь другому. Также дети демонстрируют развитие морально-нравственных качеств, в частности способность преодолевать эгоистические интересы и делиться с другими; у детей было выявлено повышение самооценки – следовательно, сказка способствует личностному развитию ребенка, а реализуемый процесс личностного становления дошкольников обеспечивает положительную динамику роста личностных качеств детей.
Сказки способствующие достижению успеха и повышению самооценки.
«Скрытое золото».
В Бангкоке есть храм, который называется Траймит. В нём находится знаменитая статуя «Золотого Будды». Если вы её не видели, я скажу вам, что это сияющая статуя из чистого золота высотой более двух метров.
Но она не всегда выглядела так, как сейчас. Много лет назад статуя была полностью скрыта под гипсом. Её истинный облик обнаружился только потому, что один монах заметил, что кое-где гипс стал крошится и предложил почистить и обновить статую.
Когда монахи стали внимательно рассматривать места, где облупился гипс, они заметили под ним что-то желтое и блестящее. Дальнейшие исследования показали: монахам принадлежит необычная гипсовая статую Будды, не представляющая собой ценности, как они всегда думали, а статуя из чистого золота. Говоря, буддистские монахи много лет назад замаскировали драгоценную статую тонким слоем гипса, чтобы защитить от грабителей и мародёров.
Так Золотой Будда из Бангкока вернул себе заслуженную славу. И если вы отправитесь в этот храм и увидите эту статую, то непременно заметите на безмятежном и величественном лице Будды полную блаженства улыбку. Улыбку человека, который много лет хранил свою прекрасную тайну.
Мораль. Не судите о книге по обложке.
РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Эта история полезна при исследовании следующих вопросов: самооценка, скрытые таланты и умения, уверенность в себе.
• Может быть, в вас или в ком-то другом скрыто какое-нибудь «золотое качество»?
• Почему это «золото»скрыто от глаз?
• Что произойдёт, если оно будет обнаружено?
• Что нужно, чтобы раскрыть это внутреннее сокровище? Есть ли у других какие-то навыки или таланты, которые они не осознают?
• Как вы можете помочь им осознать свою ценность?
«Большая мышь».
После Невероятного Приключения с дедкой, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и репкой, мышка отправилась путешествовать.
И куду бы она ни приезжала, она везде рассказывала свою историю, и сначала все слушали её с большим интересом и поражались такому приключению. Но мышка рассказывала свою историю снова и снова и постепенно стала надоедать людям. Особенно всех раздражало мнение мышки, что репку удалось вытащить только благодаря ей. Скоро уже никто не верил её словам о том, что она – «лучший в городе специалист по репкам». Люди стали смеяться и говорить: «Посмотри на себя, как с твоей комплекцией можно вытаскивать репки?»
Шли месяцы, люди, и в итоге она уже и сама стала сомневаться в своих силах.
Однажды, в печальном и подавленном настроении, мышка вернулась в родную деревню и улеглась на траву рядом с полем. А это был день ежегодного праздника, и все жители деревни пели, танцевали и играли в разные игры. Вы можете подумать, что мышка просто лежала и наслаждалась всеобщим весельем, но на самом деле она думала о том времени, когда жила здесь, вспомнила, как прекрасно было работать в такой дружной и успешной команде. Она чувствовала, как одинока сейчас.
И вдруг прямо перед собой мышка увидела дедку, бабку, внучку, Жучку и кошку. Они участвовали в соревновании по перетягиванию каната – и проигрывали! Как раз перед последним рывком они увидели Мышку, лежащую в траве, и закричали:
- Мышка! Это ты! Тебя-то в нашей команде и не хватало! Иди скорей сюда!
И все они подбежали к Мышке о обняли её. Мышка была растрогана таким приемом и снова вспомнила, как прекрасно быть участником команды, а не жить все время самой по себе. И она застенчиво пробормотала, улыбаясь в усы: «Ладно… где там наша репка?»
Все засмеялись, вспомнили свои успехи и уверенно взялись за канат.
Мораль. Празднуйте успех команды и помните : для успеха необходим индивидуальный вклад каждого.
РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Эта история полезна при обсуждении многих вопросов: достижение командного и индивидуального успеха, повышение самооценки эффективная командная работа, вознаграждение и признание.
• Всех ли участников вашей команды вознаграждают за успех?
• Как вы празднуете успех команды?
• Есть ли в вашей команде мышка?
• Может быть, вознаграждение получают кто-нибудь один, а не все участники команды? Справедливо ли это?
• Какие успехи могут стать основой будущего процветания вашей команды»