Кесслер Лидия
Консультация «Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Центр развития ребенка – детский сад №110» г. Сыктывкара
Статья
«Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
Составители:
Кесслер Лидия Владимировна
(8212) 63-73-75, det-sad110@yandex.ru
167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 49
«Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация „Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В настоящее время перед педагогами стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ребенка в роли субъекта учебно-воспитательной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.
Известно, что самооценка – это отношение человека к самому себе. А отношение к себе формирует и отношение к будущему. Важным процессом, сопровождающим процесс самооценки, является самоконтроль. В психологическом словаре дается следующее определение данного понятия: «Самоконтроль – осознание и оценка субъектом своих действий, психических процессов и состояний». Можно отметить, что существует неразрывная связь между понятием самооценка и самоконтроль. Основное различие этих понятий в конечном результате: процесс самоконтроля предполагает осознание субъектом знания или незнания, а процесс самооценки заключается в осознании соответствия результата и конечной цели.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Работая с детьми, мною было замечено, что она начинает формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей. Сензитивным же периодом для ста-новления самооценки как особого компонента самосознания является старший дошкольный возраст, именно поэтому работа по формированию самооценки начинается ещё до поступления в школу.
Причем самооценка может быть правильной (адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с моим. Но, как правило, многие дети оценивают себя не объективно, когда мнение ребенка о себе резко расходится с тем, каким его считаем мы. В таком случае у детей неправильная самооценка, или как говорят психологи – неадекватная. Причем было замечено, что чаще дети себе завышают самооценку, что негативно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками.
Поэтому, на мой взгляд, важно обучать детей правильно оценивать свою деятельность с раннего возраста. Одним из главных условий в процедуре самооценивания дошкольника является понимание ребенком того, как оценивать свою деятельность. Поэтому работа по оцениванию себя и других должна быть постепенной и разнообразной, оценка деятельности должна быть не только словесной, но и наглядной.
На занятиях дети учатся ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, им необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. В ходе работы пришла к выводу, что дошкольники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого или с участием сверстников.
У шестилетних детей можно существенно развить самооценку, если сделать их соучастниками контрольно-оценочной деятельности во время занятий. Ребенок нуждается в оценке каждого своего усилия, и поэтому на первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется.
У детей надо формировать умения самостоятельно осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, сравнивать их с эталоном, овладевать способами проверки, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия оценки от педагога.
Работая с детьми, заметила, что ребята, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети же с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверенны в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в разнообразной деятельности. Неадекватная заниженная самооценка у дошкольников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Эти учащиеся выбирают более легкие задачи. Нормальному развитию таким учащимся мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Такие дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку, поэтому необходимо всегда находить момент для похвалы.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, с которой они справятся без труда.
Развивая самооценку у детей именно с этого возраста, на мой взгляд, к обучению в школе у них возрастёт критичность, требовательность к себе.
Работа на занятиях построена таким образом, чтобы дети к моменту поступления в первый класс научились четко формулировать цели, планировать свою деятельность, сравнивать результаты деятельности с эталоном (оценивать себя). Поэтому детям на каждом занятии дается возможность оценить ответ своего товарища со своим, а так же дать свою оценку проделанной деятельности.
Важность самооценки на занятиях заключается не только в том, что она позволяет увидеть учащемуся сильные или слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов ребенок получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Работа по обучению учащихся самооцениванию начинается с первых занятий после летнего отдыха. На первом занятии дети знакомятся с различными знаками-помощниками, которые помогают на каждом занятии в оценке своей деятельности, а также со знаками оценивания: «волшебной линеечкой», «светофором», смайликами, знаками согласия и несогласия. На простом примере мы тренируемся с учащимися в использовании этих знаков, что вызывает массу положительных эмоций у учащихся.
Проводя работу оценивания на «волшебных линеечках», можно оценить практически все: и аккуратность, и интерес, и старание, и красота, и т. д. Самооценка с помощью линеечек может быть двух видов — ретроспективная (после выполнения задания) и прогностическая (до выполнения задания). Начинаем обучение самооценке на «волшебных линеечках» с ретроспективной, так как она проще. Когда использование линеечек станет для детей нормой, мы переходим к формированию прогностической самооценки.
Линеечки рисую сначала на доске, подробным образом объясняю, что и как оценивать на каждой линеечке. Первая линеечка отражает правильность выполнения задания. Вторая линеечка служит для оценки аккуратности выполнения работы. Дети рисуют линеечки в рабочей тетради под номером задания, обязательно указывают показатели самооценки. Чтобы проверить результаты выполнения самооценивания учащимися, предлагаю ребятам выполнить самостоятельно какую-нибудь несложную работу, в это время прохожу по классу и ставлю свои крестики на всех линеечках. Если самооценка ребенка и моя совпадают, детский крестик обвожу в кружок. Если не совпадают, ставлю свой крестик с другой стороны линеечки.
Второй легкой формой оценки является светофор. Он больше всего нравится детям. Дети после выполнения задания, возле номера задания ставят кружок: зеленый - выполнил правильно и аккуратно, желтый - выполнил правильно, но не аккуратно или с ошибками и не аккуратно, красный - выполнил всё неправильно, пусть даже и аккуратно. Конечно, изначально, ребята ставили только зеленые сигналы, но потом научились оценивать свою работу по различным критериям.
Отмечу, что для формирования у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем ребенку действовать эффективно и успешно.
При организации процедуры самооценивания на занятии важно знать не только, какие проблемы могут возникнуть, но и пути их дальнейшего разрешения. Главное в работе по обучению малышей самооцениванию – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
Таким образом, правильно организованная контрольно-оценочную деятельность является основой для развития самооценки и самоконтроля у детей.
«Центр развития ребенка – детский сад №110» г. Сыктывкара
Статья
«Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
Составители:
Кесслер Лидия Владимировна
(8212) 63-73-75, det-sad110@yandex.ru
167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 49
«Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время перед педагогами стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ребенка в роли субъекта учебно-воспитательной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.
Известно, что самооценка – это отношение человека к самому себе. А отношение к себе формирует и отношение к будущему. Важным процессом, сопровождающим процесс самооценки, является самоконтроль. В психологическом словаре дается следующее определение данного понятия: «Самоконтроль – осознание и оценка субъектом своих действий, психических процессов и состояний». Можно отметить, что существует неразрывная связь между понятием самооценка и самоконтроль. Основное различие этих понятий в конечном результате: процесс самоконтроля предполагает осознание субъектом знания или незнания, а процесс самооценки заключается в осознании соответствия результата и конечной цели.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Работая с детьми, мною было замечено, что она начинает формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей. Сензитивным же периодом для ста-новления самооценки как особого компонента самосознания является старший дошкольный возраст, именно поэтому работа по формированию самооценки начинается ещё до поступления в школу.
Причем самооценка может быть правильной (адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с моим. Но, как правило, многие дети оценивают себя не объективно, когда мнение ребенка о себе резко расходится с тем, каким его считаем мы. В таком случае у детей неправильная самооценка, или как говорят психологи – неадекватная. Причем было замечено, что чаще дети себе завышают самооценку, что негативно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками.
Поэтому, на мой взгляд, важно обучать детей правильно оценивать свою деятельность с раннего возраста. Одним из главных условий в процедуре самооценивания дошкольника является понимание ребенком того, как оценивать свою деятельность. Поэтому работа по оцениванию себя и других должна быть постепенной и разнообразной, оценка деятельности должна быть не только словесной, но и наглядной.
На занятиях дети учатся ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, им необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. В ходе работы пришла к выводу, что дошкольники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого или с участием сверстников.
У шестилетних детей можно существенно развить самооценку, если сделать их соучастниками контрольно-оценочной деятельности во время занятий. Ребенок нуждается в оценке каждого своего усилия, и поэтому на первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется.
У детей надо формировать умения самостоятельно осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, сравнивать их с эталоном, овладевать способами проверки, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия оценки от педагога.
Работая с детьми, заметила, что ребята, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети же с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверенны в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в разнообразной деятельности. Неадекватная заниженная самооценка у дошкольников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Эти учащиеся выбирают более легкие задачи. Нормальному развитию таким учащимся мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Такие дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку, поэтому необходимо всегда находить момент для похвалы.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, с которой они справятся без труда.
Развивая самооценку у детей именно с этого возраста, на мой взгляд, к обучению в школе у них возрастёт критичность, требовательность к себе.
Работа на занятиях построена таким образом, чтобы дети к моменту поступления в первый класс научились четко формулировать цели, планировать свою деятельность, сравнивать результаты деятельности с эталоном (оценивать себя). Поэтому детям на каждом занятии дается возможность оценить ответ своего товарища со своим, а так же дать свою оценку проделанной деятельности.
Важность самооценки на занятиях заключается не только в том, что она позволяет увидеть учащемуся сильные или слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов ребенок получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Работа по обучению учащихся самооцениванию начинается с первых занятий после летнего отдыха. На первом занятии дети знакомятся с различными знаками-помощниками, которые помогают на каждом занятии в оценке своей деятельности, а также со знаками оценивания: «волшебной линеечкой», «светофором», смайликами, знаками согласия и несогласия. На простом примере мы тренируемся с учащимися в использовании этих знаков, что вызывает массу положительных эмоций у учащихся.
Проводя работу оценивания на «волшебных линеечках», можно оценить практически все: и аккуратность, и интерес, и старание, и красота, и т. д. Самооценка с помощью линеечек может быть двух видов — ретроспективная (после выполнения задания) и прогностическая (до выполнения задания). Начинаем обучение самооценке на «волшебных линеечках» с ретроспективной, так как она проще. Когда использование линеечек станет для детей нормой, мы переходим к формированию прогностической самооценки.
Линеечки рисую сначала на доске, подробным образом объясняю, что и как оценивать на каждой линеечке. Первая линеечка отражает правильность выполнения задания. Вторая линеечка служит для оценки аккуратности выполнения работы. Дети рисуют линеечки в рабочей тетради под номером задания, обязательно указывают показатели самооценки. Чтобы проверить результаты выполнения самооценивания учащимися, предлагаю ребятам выполнить самостоятельно какую-нибудь несложную работу, в это время прохожу по классу и ставлю свои крестики на всех линеечках. Если самооценка ребенка и моя совпадают, детский крестик обвожу в кружок. Если не совпадают, ставлю свой крестик с другой стороны линеечки.
Второй легкой формой оценки является светофор. Он больше всего нравится детям. Дети после выполнения задания, возле номера задания ставят кружок: зеленый - выполнил правильно и аккуратно, желтый - выполнил правильно, но не аккуратно или с ошибками и не аккуратно, красный - выполнил всё неправильно, пусть даже и аккуратно. Конечно, изначально, ребята ставили только зеленые сигналы, но потом научились оценивать свою работу по различным критериям.
Отмечу, что для формирования у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем ребенку действовать эффективно и успешно.
При организации процедуры самооценивания на занятии важно знать не только, какие проблемы могут возникнуть, но и пути их дальнейшего разрешения. Главное в работе по обучению малышей самооцениванию – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
Таким образом, правильно организованная контрольно-оценочную деятельность является основой для развития самооценки и самоконтроля у детей.