Елена Гусенкова
Консультация для родителей «Сказка на ночь»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки - это способ передачи детям различных способов поведения людей. Если речь идет о народных сказках, то и менталитета, национального характера. А сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Темочки:
Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой. Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо, во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев! Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная его идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его примере. То есть малыш может попробовать себя в разных ролях: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя повести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Сказки можно условно поделить на мужские и женские. Если главный герой мужского пола - это мужская сказка, а если женского - женская. Слушая сказки, дети узнают о том, как по-разному можно действовать в различных ситуациях: активно сражаться за своё счастье ("Гадкий утенок", пассивно ждать ("Спящая красавица", обманывать ("Битый небитого везет", просить о помощи ("Репка", убегать ("Колобок") и т. д.
Выбирая, какую сказку прочитать своему малышу, обратите внимание на поведение главного героя - хотите ли, чтобы ребенок учился у него? Если Вам или Вашему малышу не по душе поведение главного героя, вы можете вместе придумать, "а как еще он бы мог поступить?". Так вы не только разовьете фантазию и интересно проведете время, но и расширите поведенческие возможности Вашего ребенка. Не навязывайте свой вариант решения, он может не подойти другому человеку. Ведь в одной и той же ситуации можно по-разному себя повести!
Часто бывает, что ребенок просит читать ему одну и ту же сказку много раз, хотя уже давно ее выучил ее наизусть. Не надо этого пугаться. Это значит, что в этой сказке есть что-то очень важное для вашего ребенка сейчас. Прочитайте еще раз, пофантазируйте вместе: "А что бы было, если. "
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша, Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут", то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если, уверены, что всего можно добиться, "было бы желание", то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя.
При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
Вспомните свою любимую детскую сказку. Возможно, она чем-то напомнит Вам вашу жизнь, а может, будет сложно сразу найти сходство. Многие сказки, например "Красную Шапочку", разные авторы интерпретируют по-разному. Но самая правильная интерпретация - Ваша. Попробуйте сесть и по памяти написать свою любимую сказку, и на бумаге отразится все самое главное для Вас, именно то, что Вы для себя из нее взяли. А теперь попробуйте придумать несколько (5-7) альтернативных концов для своей сказки, и через некоторое время заметите, что и в Вашей реальной ситуации есть несколько вариантов выхода, которые Вы раньше не замечали.
Фантазируйте с удовольствием! И побольше Вам сказок хороших, добрых и разных!
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую Вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в Вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!