Ольга Волженцева
Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш кроха — настоящий непоседа, сметающий всё на своем пути, подобно урагану? Его сложно уложить спать, заставить доесть тарелку супа и убрать за собой игрушки? Каждый родитель сталкивается с проблемой, когда справиться с собственным ребенком становится практически невозможно. Мамы и папы надеются, что с возрастом малыш станет более спокойным и научится контролировать свое поведение. Большие надежды возлагаются на детский сад и школу: находясь в группе, считают родители, ребенок быстро научится основам правильного поведения. Зачастую именно здесь многие родители впервые сталкиваются с диагнозом «Синдром дефицита внимания».
Публикация «Консультация для родителей „Синдром дефицита внимания у детей“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Как проявляется синдром дефицита внимания у детей?
Любящие родители считают чрезмерную энергичность ребенка, его непослушание и неспособность следовать элементарным правилам поведения всего лишь возрастными особенностями. В подавляющем большинстве случаев это действительно так, поскольку здоровая активность и непосредственность — признаки правильного развития ребенка. Как в таком случае отличить естественную детскую непоседливость от синдрома дефицита внимания?
О нарушении внимания у ребенка говорят следующие признаки:
не может долго удерживать внимание во время игры или при выполнении какого-либо действия, требующего усидчивости и сосредоточенности;
с трудом выполняет определенные правила и инструкции, что обычно мешает выполнению домашнего задания в школе;
не замечает обращенные в его адрес слова;
легко отвлекается от выполнения какого-либо задания, с трудом возвращаясь к прерванной работе;
у ребенка постоянно теряются различные предметы, необходимые для игр, учебы или домашних дел;
в повседневной жизни ребенок проявляет забывчивость;
всеми способами старается избежать деятельности, требующей сосредоточенного внимания;
не способен концентрировать внимание на деталях, вследствие чего постоянно делает ошибки при выполнении школьных или других заданий;
у ребенка возникают проблемы при попытках организовать какую-либо деятельность или игру.
Наиболее вероятно наличие у ребенка синдрома дефицита внимания, если в его поведении присутствуют как минимум шесть из перечисленных признаков.
Чаще всего синдром дефицита внимания у детей сопровождается гиперактивностью в сочетании с импульсивностью. Об этом может говорить присутствие в поведении ребенка следующих признаков:
кисти и стопы ребенка пребывают в постоянном движении;
ребенок неусидчив, часто покидает свое место в ситуациях, когда это запрещено правилами, например, на уроке в школе или занятии в детском саду;
постоянно двигается без всякой цели, даже если окружающая обстановка не располагает к излишней активности;
ребенок не признает тихие, спокойные игры и занятия;
много разговаривает, часто проявляя неуместную болтливость;
отвечая на вопрос, часто перебивает и начинает говорить, не дослушав фразу до конца;
проявляет нетерпение, не способен придерживаться очереди в играх и других ситуациях;
прерывает разговоры других детей и взрослых, вмешивается в их дела, обращая внимание на себя.
Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» подразумевает наличие у ребенка как минимум шести из вышеперечисленных признаков.
Диагностика заболевания
Достоверное установление диагноза усложняется отсутствием объективных методов диагностики, потому требует особо тщательного подхода. Основным этапом диагностического процесса является опрос родителей и самого ребенка, а также отстраненное наблюдение за ним. Широко используются специальные опросники, которые заполняются родителями, педагогами в школе или воспитателями в детском саду.
Психолог проводит обследование с целью установления уровня интеллектуального развития, а также выявления нарушений различных школьных навыков, соответствующих возрасту ребенка. На основании полученных данных врач может диагностировать заболевание, в обязательном порядке учитывая следующие критерии:
симптомы мешают процессам социальной адаптации, обучения и коммуникации;
первые признаки заболевания отмечаются в раннем дошкольном возрасте и присутствуют не менее шести месяцев;
проявление симптомов не зависит от места нахождения ребенка, то есть поведение одинаково дома и в детском саду, или школе.
Также при постановке диагноза врач-педиатр и невролог должны исключить наличие иных заболеваний, проявлениями которых могут быть симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
Родителям стоит помнить о том, что диагноз может быть поставлен только врачом. Не нужно делать поспешные выводы со слов всезнающей соседки или воспитателя в детском саду, которые норовят «наградить» диагнозом активного малыша. Следует отметить, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется у ребенка в возрасте не менее 6 лет.
Причины заболевания
На сегодняшний день специалистами не называется точная причина, по которой у ребенка возникает синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Большинство врачей сходятся во мнении, что данное заболевание заложено генетически. Кроме этого, существует ряд факторов риска, сопровождающих будущую маму во время беременности, а также влияющих на ребенка в первые годы жизни.
Неправильный образ жизни мамы в период беременности: употребление алкоголя, курение, приём некоторых лекарств, стрессы и недостаток физической активности. Именно поэтому женщина должна отказаться от всех вредных привычек, выполнять все предписания врача, правильно питаться. Прогулки на свежем воздухе и зарядка во время беременности также положительным образом сказываются на внутриутробном развитии малыша.
Нарушения в развитии головного мозга новорожденного в результате асфиксии, а также последствия различных родовых травм.
Микроклимат в семье — наличие конфликтов между родителями, алкоголизм членов семьи, неблагоприятное окружение ребенка.
Лечение синдрома дефицита внимания у детей
В нашей стране практически каждый пятый ребенок получает диагноз «синдром дефицита внимания», лечение данного заболевания проводится комплексно и включает в себя психотерапевтические методы, а также педагогическую и нейропсихологическую коррекцию.
Медикаментозное лечение применяется только в очень тяжелых случаях, поскольку риск развития побочных эффектов достаточно велик. Только опытный врач-невролог сможет подобрать лекарственные препараты с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания.
Социальная адаптация очень важна для ребенка с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», лечение этой болезни потребует помощи педагогов детского сада и школы. Возможно, ребенку понадобится специальная программа обучения и особая система поощрений. Также опытный педагог может сгладить конфликтную ситуацию в коллективе или пересадить ребенка ближе к своему месту.
Главную роль в лечении ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью играют родители. Именно от их поведения зависит успех исцеления. Родителям следует правильно организовать режим дня своего ребенка, а также придерживаться определенной линии поведения, не допускающей крайностей: проявления чрезмерной мягкости или, напротив, предъявления завышенных требований и применения системы жестких наказаний.
Корректируя поведение ребенка, родители должны придерживаться следующих рекомендаций:
разработайте систему вознаграждений: за свои достижения ребенок может получать какие-либо знаки отличия (звезды, галочки). По достижению определенного количества знаков его можно премировать игрушкой, походом в зоопарк или кинотеатр;
позвольте ребенку выбрать домашние дела, которые он должен выполнять каждый день: выносить мусор, гулять с собакой, поливать цветы;
составьте вместе с ребенком распорядок дня, четко придерживайтесь обозначенных в нем пунктов;
по возможности заведите домашнее животное. Собака или кот успокаивает ребенка, воспитывает в нем чувство ответственности;
дайте ребенку возможность расходовать накопившуюся энергию, в этом помогут занятия спортом, длительные прогулки на свежем воздухе;
не позволяйте ребенку долгое время играть в компьютерные игры и засиживаться перед телевизором;
сохраняйте спокойствие в любой ситуации, ваше поведение должно быть примером для ребенка.
Помните, ваш ребенок — уникален, просто ему нужна особая поддержка и забота. Не отворачивайтесь от проблемы, вооружитесь знаниями, заручитесь поддержкой врачей, педагогов и членов семьи. Вместе вы сможете раскрыть потенциал ребенка, облегчить его взаимодействие с другими людьми и подарить полноценную, полную ярких событий жизнь.