Кудрявцева Екатерина Геннадьевна
Консультация для родителей «Семейное воспитание детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное воспитание детей с нарушениями речи
Семья играет огромную роль в развитии ребенка с речевыми нарушениями. Для родителей семейное воспитание - это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется осознанный характер семейного воспитания, требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Он является главным средством, обеспечивающим успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:
1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д.
2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.
4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка.
Основными задачами родителей являются:
• создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
• обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;
• постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;
• овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;
• овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;
• участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;
• родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители должны продолжать с ним работать.
Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться.
Особое внимание родители должны уделять развитию речи детей. Реализация задачи развития речи ребенка в семье должна идти в следующих направлениях:
1. Оказание необходимой посильной помощи своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и воспитателей группы.
2. Проведение специальных игровых упражнений, способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.
3. Применение специальных игровых упражнений для стимулирования фонематического слуха (различение звуков, речевого внимания.
4. Чтение художественной литературы вместе с детьми.
5. Обращение внимания детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; показывание действия в практическом плане: например, пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет.
6. Обращать внимание детей на верное употребление предлогов в повседневной речи.
7. Стремиться к тому, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
8. После просмотра фильмов, прослушивания сказок помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося персонажа.
9. Обучение ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.
10. Показ ребенку примера ведения диалога за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. п.
Для того чтобы установить эффективный контакт с ребенком на довербальном этапе развития, родителям нужно обращать особое внимание на следующие моменты:
1. Не дожидаясь сигнала от ребенка (плач, постараться удовлетворить его потребности.
2. Следить за взглядом ребенка и называть словом предмет его интереса.
3. Имитировать звуки и действия ребенка.
4. Изменять слова в разговоре, а затем ждать ответа.
5. Использовать бессловесные указания, мимику, голос.
6. Быть адекватно требовательным к ребенку.
В результате совместной работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Родители интересуются работой ДОУ. У них повышается компетентность в психолого- педагогических и правовых вопросах. Увеличивается количество обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам. Возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ. В целом наблюдается удовлетворённость родителей работой педагогов и ДОУ.